Спектакль зойкина квартира отзывы

Отзыв: Спектакль «Зойкина квартира» — Московский театр «Эрмитаж» (Россия, Москва) — «Если меня расстреляли в Баку, я, значит, уж и в Москву не могу приехать?»

Так и хочется мне вам написать: а любите ли вы театр, так, как люблю его я?
Театр невозможно не любить. Но приключился у меня невиданный случай, но обо все по порядку.
В конце учебного года у сестры в школе, видимо, все, что придержали во время учебы, выдали в конце, предлагали несколько бесплатных спектаклей. Домашних заданий уже учить не надо по причине того, что школьные учебники сданы в библиотеку, так что свобода! Решено — будем ходить в театр!
О спектакле «Вечера на хуторе близ Диканьки» — Московский молодежный театр под рук. В. Спесивцева (Россия, Москва) — «…женщине легче поцеловаться с чертом, нежели назвать кого красавицею…» — Н. В. Гоголь — я вам уже рассказала.
Сегодня расскажу о походе в московский театр «Эрмитаж» (Россия, Москва) — Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
Получив на руки школьный билет, мы поехали в театр «Эрмитаж», который находится недалеко от станции метро «Арбатская». Билет выдан на 33 человека, у нас была группа детей из двух 8-х классов, 24 человека.

Приехали в театр примерно за час до начала спектакля. В кассе по школьному билету нам выдали вот такие приглашения, где прописаны ряд и места, они были выданы одно на 3-4 человека, ну, по наличию свободных мест в зрительном зале.

О самом театре я вам уже рассказывала, нет смысла повторяться.

Программа стоит 100 рублей.
Спектакль «Зойкина квартира» поставлен по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Произведения Булгакова я люблю и с удовольствием читаю. Признаюсь, что перед спектаклем освежила память и просмотрела эту пьесу «Зойкина квартира».

Здесь же на программе фамилии всей постановочной группы во главе с художественным руководителем театра Михаилом Левитиным.

Действующие лица и исполнители. Из всех занятых в спектекле актеров мне знакомы четверо: Дарья Белоусова, Борис Романов (очень жаль, что не играл), Ирина Богданова и Павел Мамонов.

Вот она современная молодежь — ни минуты без гаджетов:)))
Кстати, зал был заполнен примерно на 2/3.

Занавес еще закрыт, но кое-какие декорации находятся перед занавесом, очень странная сцена, сделана каким-то углом, то есть левая сторона зрительного зала не может видеть левую сторону сцены, только правую по диагонали.

Спектакль идет 3 часа 20 минут в двумя антрактами.

Итак, начался спектакль с 10-ти минутным опозданием. Начался с арии, которая слегка затянулась.

Начала спектакля было, как говорится по тексту. Нет смысла пересказывать вам содержание этой пьесы, кто знаком с творчеством Булгакова, тот знает, что «Зойкина квартира» одно из лучших произведений автора, хотя для меня у Булгакова все лучшее))
20-е годы 20-го века. Все крутится вокруг вдовы Зои Денисовны Пельц. У нее большая квартира, ей грозит уплотнение. Любовники, кузены, управдомы, манекенщицы, еще домработница Манюшка, персонажей очень много.
В пьесе высмеиваются все пороки общества.
Теперь о самом действе на сцене.

Знаете, я первый раз в жизни ушла со спектакля, не досмотрев. Я была не единственная, не дождавшись антракта, люди просто вставали и уходили, причем вслух возмущаясь происходящим на сцене.
Я досидела до антракта, посоветовавшись с учительницей, сопровождающей детей, чисто формально спросив мнение детей, мы ушли все.
На это было несколько причин:
1. Нецензурные выражения, причем такие конкретные и существенные.(Булгаков себе этого не позволял в своей пьесе)
2. Плохой звук. Точнее, у актеров не было микрофонов, а это существенный минус, шепот слышно плохо (а шептались там частенько).
3. Курение, вот это было вообще кошмар.
Сейчас ведь есть электронные сигареты, которые я часто вижу у актеров на сцене, они практически не доставляют никаких неудобств зрителем. Здесь же курили просто без остановки, смолили «Беломорканал», дымище стоял в зале в полном смысле слова, потому что от сцены до первого ряда — 1 метр (подъема нет, то есть протяни ноги и ты на сцене).
Вентиляция в зале — ноль. Такого безобразия я не видела ни в одном театре.
4. Еще одной причиной могу назвать арии, которые сопровождали спектакль. Их было слишком много, но если бы я хотела послушать такое пение, то пошла бы в оперу.
5. ПОСТАНОВКА, точнее, самодеятельность, которую нам показывали. От одноименной пьесы Михаила Булгакова остались в спектакле только крылатые выражения:
— » Пардон, пардон, что же из это следует? Если меня расстреляли в Баку, я, значит, и в Москву не могу приехать?! Меня по ошибке расстреляли, невинно…»
— «Новое оскорбление!… Всем- шампанского, а мне нашатырный спирт…»
— «При Советской власти спален не полагается»
— «Книги созданы не для того, чтобы их руками трогать!»
— » Вот я вашей супруге скажу, она вам все ваше должностное лицо в кровь издерет…»
Смысл всего сюжета полная отсебятина и выдумка режиссера. Худшего спектакля я не видела в своей жизни.
Честное слово, мне не стыдно было уходить. Стыдно должно быть тем, кто переврав весь сюжет пьесы автора, выдает ее за великое произведение и пускает нам дым в глаза, совершенно не подумав, чтобы в зале могут быть и некурящие…
Два балла и категорическое «Нет!» спектаклю Московского театра «Эрмитаж» «Зойкина квартира».

Рецензии на книгу «Зойкина квартира (сборник)»

Всей читающей публике хорошо известен адрес булгаковской «нехорошей квартиры», где прошел бал у Сатаны : Москва, Большая Садовая, 302-бис, кв. № 50. Но не все знают, что в творчестве Михаила Булгакова была еще одна «нехорошая жилплощадь»: Садовая, 105, кв. 104. Сатана, там вероятно, лично не бывал, но очень веселые балы происходили — там пили шампанское, кололи морфий, нюхали кокаин, курили опиум, общались с прекрасными дамами — и даже одно убийство имело место. Нехороший адрес этот известен из пьесы Булгакова «Зойкина квартира», написанной в 1925 году и исключенной из репертуара театра Вахтангова в 1929 году.

Булгаковская пьеса начинается с шумов Москвы времен НЭПа (НЭП — «новая экономическая политика» советских властей, направленная на оживление экономической жизни после разрухи и Гражданской войны).

Сцена представляет квартиру Зои — передняя, гостиная, спальня. Майский закат пылает в окнах. За окнами двор громадного дома играет как страшная музыкальная табакерка:
Шаляпин поет в граммофоне: «На земле весь род людской…»
Голоса: «Покупаем примуса!»
Шаляпин: «Чтит один кумир священный…»
Голоса: «Точим ножницы, ножи!»
Шаляпин: «В умилении сердечном, прославляя истукан…»
Голоса: «Паяем самовары!»
«Вечерняя Москва» — газета!»
Трамвай гудит, гудки. Гармоника играет веселую польку.

Как видим, Москва Златоглавая все еще полна жизни и частной инициативы, до сноса храмов, коллективизации, индустриализации и Большого террора пока далеко.

В самых общих чертах выдадим фабулу пьесы: вдова Зоя Пельц, 35 лет, бывший граф Павел Обольянинов, 35 лет и авантюрист Александр Аметистов, 38 лет, пытаются уберечь шестикомнатную квартиру Зои в доме на Садовой от «уплотнения» (подселения) пролетарским элементом. Для этого они организуют на квартире ателье по пошиву модных туалетов и «прозодежды», а на деле публичный дом. Все трое собираются заработать денег и «дать лататы из СеСеРе». В конце концов, в квартире происходит убийство, Аметистов бежит, а Зою и Обольянинова забирает милиция.

Москва переживала жилищный кризис — десятки тысяч новых москвичей, преимущественно крестьян, пытались найти здесь приют и работу. Недаром, ох недаром Воланд в «Мастере и Маргарите» говорил: «Квартирный вопрос только испортил их…» А вот как жалуется в пьесе бывший граф Обольянинов своему визави, пройдохе Аметистову:

А м е т и с т о в. Ну, с вами не разговоришься! Как квартиру находите? А?
О б о л ь я н и н о в. Очень уютно. Отдаленно напоминает мою прежнюю
квартиру.
А м е т и с т о в. Хороша была?
О б о л ь я н и н о в. Очень хороша, только у меня ее отобрали.
А м е т и с т о в. Да неужели?

О б о л ь я н и н о в. Какие-то с рыжими бородами выкинули меня…

Как видим, «бывших людей» не только «уплотняли», но и попросту лишали собственного жилья (хорошо, если не вместе с жизнью). В любом случае, их дальнейшая судьба была весьма трагична. Если Обольянинов и перенес возможное тюремное заключение, которое следует из финала пьесы, то 1937 год он, как бывший граф, пережил вряд ли.

«Зойкина квартира» удивительна тем, что вдохнула жизнь сразу в несколько других литературных произведений, и не только самого М. Булгакова. Авантюрист (вор), обретающий в Москве новые брюки, проклюнулся в пьесе Булгакова «Иван Васильевич», а ателье с показом мод на квартире Зои превратилось в салон парижской моды на адском спектакле Воланда в Варьете из «Мастера и Маргариты».

Но не только Булгаков (сразу скажу, что это не мое открытие, публикации об этом можно найти в интернете, но это очевидно) черпал из «Зойкиной». Илья Ильф и Евгений Петров в своем романе «!2 стульев» позаимствовали очень много чего из пьесы Булгакова (и после этого некоторые «литературоведы» еще находят некие влияния «Золотого теленка» Ильфа и Петрова на «Мастера и Маргариту» Булгакова! Три раза «ха»!) Да, заимствование идеи — это еще не плагиат. Но идей, взятых из булгаковской пьесы 1925 года в «12 стульях» 1928 года выпуска ТАК много, что в отношении Ильфа и Петрова вполне можно было бы возбудить уголовное дело о творческой «краже со взломом». Тут и бывший аристократ Обольянинов (сравни: Воробьянинов), тут и брильянтовое колье, «утерянное» Аметистовым в 1918 году и превратившееся у Ильфа и Петрова в жемчужное колье в кладе в стульях (основа сюжета!) и еще много-много идей, различных деталей, реплик и манер персонажей, и т. п.

Ипполит Матвеевич, поминутно поправляя колебавшееся на носу пенсне, с ударением произносил:
– Три нитки жемчуга… Хорошо помню. Две по сорок бусин, а одна большая – в сто десять. Брильянтовый кулон… Клавдия Ивановна говорила, что четыре тысячи стоит, старинной работы…
Дальше шли кольца: не обручальные кольца, толстые, глупые и дешевые, а тонкие, легкие, с впаянными в них чистыми, умытыми брильянтами; тяжелые, ослепительные подвески, кидающие на маленькое женское ухо разноцветный огонь; браслеты в виде змей с изумрудной чешуей; фермуар, на который ушел урожай с пятисот десятин; жемчужное колье, которое было бы по плечу только знаменитой опереточной примадонне; венцом всему была сорокатысячная диадема.

Сравним:

З о я. Молчи, болван. Где колье, которое ты перед самым отъездом в восемнадцатом году взялся продать?
А м е т и с т о в. Колье? Постой, постой… Это с бриллиантами?

Александр Аметистов, также известный как Сигурадзе Антон, он же Путинковский, он же Чемоданов. Ну чем не Остап Ибрагим-бей Бендер, не правда ли? Аметистов мечтает: «Ах, Ницца, Ницца, когда же я тебя увижу? Лазурное море, и я на берегу его в белых брюках!» Сравните: мечты о Рио-де-Жанейро и белых штанах «великого комбинатора» Бендера.

В общем, бедный Михаил Афанасьевич вынужден был при издании своей пьесы за рубежом в 1935 году значительно менять текст и, по сути, ухудшать свою же работу, чтобы избежать сходства с «12 стульями». Но в первом варианте пьесы (1925) все доказательства сохранились полностью. Если заинтересовались, то вы легко его найдете: вам нужен тот текст, где в списке действующих лиц Обольянинов и управдом Аллилуя, а не тот, где Абольянинов и управдом Портупея. Смотрите, не перепутайте!

А л л и л у я. Отчего же вышли?
А м е т и с т о в. Фракционные трения. Не согласен со многим. Я старый массовик со стажем. С прошлого года в партии. И как глянул кругом, вижу — нет, не выходит. Я и говорю Михаил Ивановичу…
А л л и л у я. Калинину?
А м е т и с т о в. Ему! Прямо в глаза. Я старый боевик, мне нечего терять, кроме цепей. Я одно время на Кавказе громадную роль играл. И говорю, нет, говорю, Михаил Иванович, это не дело. Уклонились мы — раз. Утратили чистоту линии — два. Потеряли заветы… Я, говорит, так, говорит, так я тебя, говорит, в двадцать четыре часа, говорит, поверну лицом к деревне. Горячий старик!

Никакой благодарности от соавторов «12 стульев» и «Золотого теленка» Булгаков так никогда и не получил. Напротив, якобы настоящий автор идеи «12 стульев», писатель Валентин Катаев (брат Евгения Петрова) написал о Булгакове мстительный мемуар:

Впоследствии, когда синеглазый прославился и на некоторое время разбогател, наши предположения насчёт его провинциализма подтвердились: он надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах, с прюнелевым верхом, и даже, что показалось совершенно невероятным, в один прекрасный день вставил в глаз монокль, развёлся со старой женой, изменил круг знакомых и женился на некой Белосельской-Белозерской, прозванной ядовитыми авторами «Двенадцати стульев «княгиней Белорусско-Балтийской».

Разумеется, на длинной литературной дистанции Булгаков, проживший вдвое меньше Катаева, победил вчистую. Романы Булгакова знают все, а названия поздних романов Катаева исчезли из памяти людей. Так и остался он автором двух повестей для советских детишек: «Белеет парус одинокий» да «Сын полка»… А ведь был талантлив. Но разменял свой талант на Сталинскую премию, звезду Героя соцтруда, дачу в Переделкине и должность.

Неприятно это писать, но, постараемся быть объективными ко всем: булгаковский враг Катаев (он написал это почти через сорок лет после смерти Мастера) выстрелил довольно точно. Например, в «Мастере и Маргарите» сцена бала у Сатаны, по всей видимости, допускаю это, на удивление пошлая. Пошла она не в том смысле, что там голые бабы и «срамота», а в том трудноуловимом смысле, который придавал «пошлости» В. Набоков, т. е. пошлость как банализация. Действительно, эти обнаженные дамы «в одних туфельках» и их спутники во фраках. Не то свингерский съезд, не то конгресс нудистов… Массовая банная вечеринка какая-то! Все эти избыточные бассейны с вливающимся и выливающимся, как в учебнике у гимназиста-алкоголика, шампанским и коньяком… Конечно, Дьявол — банален и не может ничего своего оригинального сотворить (все-таки, он «обезьяна Бога»), поэтому и его бал, по идее, должен быть пошлым и банальным, но так глубоко Булгаков все же не копал! Его Воланд — это мудрец и философ.

Очень трудно сказать, как работало сознание дописывавшего «Мастера и Маргариту» и отравленного морфием умирающего Михаила Булгакова. Возможно, там были такие вот картины. В «Зойкиной квартире» все как-то веселее, да и Булгаков был куда моложе… Но и тут не без наркотиков. Обольянинову китаец колет морфий. Аметистов вынюхивает «дорожку» кокаина («Нет, хороший кокаин. Чувствую. Мысли яснее. При такой чертовой гонке порядочному человеку невозможно без кокаина».) В нехорошей квартире еще кто-то курит опиум и вообще идет постоянный кутеж. «Лакеи носят вина, а воры носят фрак», как пелось в старинной блатной песне. А ничего не поделаешь — гримасы НЭПа! Ой, не зря эту комедию запретили, не зря…

Кончается пьеса криком Зои: «Прощай, прощай, моя квартира!». Сравним эту фразу с концовкой чеховского «Вишневого сада»:

(Раневская) Любовь Андреевна: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..»

Почему же Михаил Булгаков в конце своей пьесы решил вдруг дать отсылку к финалу «Вишневого сада» А. Чехова? Ну, вероятно и тут, и там появляются новые владельцы садов и домов, новые хозяева, а старые владельцы лишаются родных квартир. А почему вдруг так спародировал и «занизил» Булгаков эту фразу? Да вот, новые хозяева жизни тоже в общем-то оказались довольно низенькими людьми…

Грузинский перепляс

Грузинский перепляс. Тюменский драматический театр подарил зрителям стопроцентный водевиль. В минувший тюльпанно-мимозный праздник, кроме цветов, шоколада ручной работы и мыльных принадлежностей, тюменки получили еще один, уже эстетический подарок… И не от вторых половинок, закадычных подруг и родственников, а от коллектива Тюменского драматического театра, настроенного на весеннюю волну. Спектакль «Ханума», двухактная комедия-водевиль, – это легкий десертик после обильного ужина. Да, насытились дома, а за сладким пирожным (творожный мусс и пузатая вишенка сверху) пожалуйте в большой зал «драмы». Причем там вам будет не только «вкусно», но и весело! «Ханума» – всегда удачный ход конем. Уж так легли карты иль расположились звезды, что изначально (1882 год, между прочим) и пьеса грузинского драматурга Авксентия Цагарели, и советский фильм по ней «Котэ и Кето» в 1947 году, и постановка в 72-м в Ленинградском Большом драматическом театре с первого же раза становились популярными и любимыми у читателей и зрителей. На протяжении всего XX века спектакль по Цагарели появлялся в репертуаре самых разных театров – столичных и провинциальных. И вот теперь Тюмень. А здесь – вдохновенная работа режиссера-постановщика и балетмейстера в одном лице Николая Реутова, сценографа Анвара Гумарова, художницы по костюмам Фагили Сельской и азартное погружение в жизнь Тифлиса давней поры любимых лицедеев нашей «драмы». Что случилось в Тифлисе? О чем шепчутся кумушки и поют кинто в духанах Авлабара? Молодая сваха Кабато решила перейти дорогу самой Хануме – свахе со стажем, которая поженила одну половину города, а вторая за ее услугами в очереди стоит. Да разве ж профессионал допустит такое?! Опыт против азарта. Острый язык против наглости. В соревновании за право устроить свадьбу самого князя Вано Пантиашвили в ход пойдут коварные интриги и льстивые речи, мгновенные переодевания и неожиданные признания. Что до князя, то, вконец разорившись и заложив последний браслет сестры, рассчитаться с долгами он решил с помощью богатой невесты. Ханума сватает за него Гулико – немолодую и некрасивую, но состоятельную даму. Кабато предлагает жениху шестнадцатилетнюю дочь купца Микича Котрянца Сону. Но девушка уже влюблена в учителя Котэ – племянника Пантиашвили, тоже, кстати, человека с титулом, о чем она не знает, как и ее отец, мечтающий ездить по городу в карете с гербом. Так кто же выиграет битву свах? А может, Хануме пора отойти от чужих сердечных дел и свить собственное любовное гнездышко? В новом спектакле собрались, на мой взгляд, одни из сильнейших актеров театра. Каждому досталась роль яркая, интересная, не проходная – ее можно развивать от показа к показу, направлять то в одну, то в другую сторону, «жонглировать» гранями характера как мячами… В первый премьерный день Хануму играла Эвилина Ризепова (в другом составе ее заменяет Жанна Сырникова). Она остроумна, прозорлива, много знает и ловко использует любые полученные сведения. Кабато (Ольга Игонина) хочет получить все и сразу, но пока лишь набивает шишки на лбу. Сергей Скобелев, которому досталась роль Вано Пантиашвили, идет проторенной дорожкой: он забавен, смешлив, умеет расположить – от его комичных выпадов зрители хватаются за животы, но взрослеющему артисту все же пора переключаться на другие – серьезные работы. Лучший «букет» преподнесли занятые на вторых ролях. Это заслуженная артистка России Татьяна Пестова с ее Текле, сестрой Вано, Александр Тихонов с его Микичом Котрянцем, Елена Махнева, сыгравшая бабушку Ануш, и Константин Антипин, вышедший приказчиком Акопом. Жителей Авлабара – мужчин в кепках-блинах, одинаковых усах, и женщин, должных плыть как лебеди по глади пруда, сыграла театральная молодежь. Коль это водевиль, много песен и танцев. В одиночку пели хорошо, дуэтом чуть слабее – каждый норовил стать лидером номера. Хореография со временем тоже отточится, ведь в начале марта был только генеральный прогон. Но что покорило сразу и надолго – это «кладезь афоризмов»: только успевай записывать за актерами, а потом используй по назначению. Ну вот, например: «Ваши долги растут быстрее, чем ваши усы»! Не пора ли достать линейку?

Спектакль Зойкина квартира в СПб

В 1925 году московский театр им. Вахтангова обратился к Михаилу Булгакову с просьбой написать пьесу. Легендарный писатель выполнил заказ и создал, по его словам, «трагическую буффонаду, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».

Несмотря на то, что действие «Зойкиной квартиры» происходит 90 лет назад, все герои и сюжеты актуальны и в наши дни. Замаскированные дома свиданий, обаятельные альфонсы, содержательницы притонов, подпольные производства под лейблом Made in China – события предстанут перед нами словно не из булгаковского текста, а со страниц современных газет и теленовостей.

«Зойкина квартира» стала предтечей «Мастера и Маргариты» Булгакова: в ней уже фигурирует мотив «нехорошей квартиры» и демонического искусителя. Из этой пьесы выросли герои не только «Мастера и Маргариты», но и другого культового произведения – «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Режиссер Юрий Ядровский уже не первый раз обращается к произведениям Булгакова, и «Зойкина квартира» в его видении – комедийная мистерия, в которой он обращается к истокам булгаковских исследований добра и зла, разрушения человеческих устоев и испытания людей жизненными соблазнами.

Описание этого спектакля, конечно, замечательное, но сам спектакль не зацепил совершенно. В первый раз был сегодня в этом театре и как-то неудачно, хотя когда шел потом к метро, рядом две девушки тоже со спектакля, и одна другой говорит, что это наверно лучший спектакль этого театра, который она видела… Если это лучший, то на другие мне точно не стоит ходить. Может, он действительно слишком женский и не для таких как я.
Приятно было увидеть столько знакомых по сериалам лиц. Я, собственно, и пошел, чтобы живьем увидеть Татьяна Колганову, нравится она мне на экране. Тут она мне тоже понравилась, особенно в первом акте, но в целом сам спектакль все равно не складывается. Женщины в этом спектакле вообще играют лучше на мой вкус. По крайней мере их игра не выглядит как откровенное кривляние, как это получалось у актеров-мужчин. С трудом досидел до конца второго отделения и вроде не дурак, но так и не понял, почему все это называется «Ю». Кроме английского you в голову ничего не приходит, но все равно я не понял почему.
Ну и, конечно, убивает отсутствие мест в билете. Пришлось в толпе стоять больше десяти минут, чтобы войти в зал, ужасно неприятно. Ну если у вас зал только с входными билетами, начните пускать хотя бы без двадцати минут, ну без пятнадцати в конце концов, но не без пяти… Сами места — это тоже редкое убожество, страшно неудобные. В антракт всех просят выйти из зала. Гардероб без гардеробщика и без номерков, не понятно, отвечает кто-нибудь за вашу одежду или нет. Туалетов всего два, как в маленьком кафе, без разделения на мужской и женский, так что приготовьтесь к очередям. Вообще заплатив 800 рублей за билет чувствуешь себя реально лишним на этом «празднике». С самого начала до самого конца стойкое ощущение, что зрителей в этом театре не любят и не уважают, а терпят как необходимое зло…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *