Сколько отрезков

Методическая разработка. Презентация. «Практический материал по геометрии на уроках математике в первом классе» (часть 1) методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №378 Санкт- Петербурга Практический материал по геометрии на уроках математики в 1 классе ( часть первая) Составила Симанова А.А.

Слайд 2

В новой программе повышается роль геометрического материала в обучении математике. Это характеризуется не только ознакомлением младших школьников с большим числом геометрических фигур, но и с усилением внимания к изучению свойств и отношений этих фигур и ознакомлением с геометрической формой предметов в реальном мире.

Слайд 3

Знакомство с прямой и кривой линиями 1. Найдите похожие линии. 2. Как бы вы назвали каждую линию. 3. Сравните прямую линию и кривую. а) Путём наложения друг на друга. б) При помощи линейки.

Слайд 4

Вывод. 1. Если линия и линейка совпадают, то эта прямая линия. 2. Если линия и линейка не совпадают, то эта линия кривая .

Слайд 5

Неограниченность прямой линии. — Начертите три прямые линии : одну – слева направо ( по строке), другую – снизу вверх, третью – наискосок. — Можно ли каждую из этих линий продолжить в обе стороны? 1 2 3

Слайд 6

Проверка и вывод. 1 . Чертёж. 1 2 3 2 . Прямая линия бесконечна, она не имеет ни начала ни конца.

Слайд 7

Замкнутая кривая линия. — Назовите, какие из этих линий прямые? — Какие из этих линий кривые? — Можно ли кривую линию продолжить? — Докажите. — Сделайте вывод. — Найдите замкнутые кривые линии. 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 8

Вывод. Кривая линия не всегда бесконечна. Её можно соединить (замкнуть ). Тогда эта линия будет называться замкнутая кривая линия.

Слайд 9

Знакомство с отрезком. 1. Поставьте в тетради две точки на расстоянии 8 клеток одна от другой по строке. . . 2. Соедините эти точки разными линиями. . . 3 . А могу я так соединить? . . — Сколько кривых линий можно провести через две точки ? — Сколько прямых линий можно провести через две точки?

Слайд 10

Вывод. 1 . Через две точки можно много провести кривых линий. 2 . Через две точки можно провести только одну прямую лини. 3 . У этой линии есть начало и есть конец. Такая линия имеет название – отрезок .

Слайд 11

Слайд 12

Вывод. — У линии №1 нет начала и нет конца. Это прямая линия. — У линии №2 есть начало и есть конец. Это отрезок.

Слайд 13

Построение отрезков. — Начертите отрезок по алгоритму. Алгоритм. 1. Ставлю точку – это начало отрезка. 2. Отсчитываю вправо ( влево, вниз, вверх) … клеток и ставлю вторую точку. 3. Соединю эти точки при помощи линейки. Я начертил (а) отрезок.

Слайд 14

Проверка . .

Слайд 15

Слайд 16

Проверка. — Получился треугольник.

Слайд 17

Сравнение фигур. Рассмотрите фигуры. Как они называются? Сравните эти фигуры. — Чем они похожи? — Чем они отличаются?

Слайд 18

Проверка. Первая фигура – окружность. Вторая фигура – треугольник. Они разные. У треугольника есть отрезки, есть углы и вершины, а у окружности их нет. В окружности есть только замкнутая кривая линия.

Слайд 19

Выявление частей чертежа. Найдите на чертеже три треугольника. — Есть ли среди них одинаковые? — Докажите. Сделайте в тетради такой же чертёж ( длина основания 10 клеточек).

Слайд 20

Проверка. 1. Сколько треугольников?

Слайд 21

Сравнение фигур. Как называются эти фигуры? Сравните их между собой. — Похожи ли эти фигуры? — Чем они отличаются?

Слайд 22

Проверка. Окружность, квадрат. 2. — нет отрезков, нет углов, кривая линия замкнутая. -есть отрезки, есть углы, есть вершины.

Слайд 23

Выявление частей чертежа. Какие фигуры видите на чертеже? Сколько? Докажите. Есть ли среди них одинаковые? 4. Сделайте в тетради такой же чертёж.

Слайд 24

Сравнение фигур. Как называются эти фигуры? Сравните их между собой. — Похожи ли эти фигуры? — Чем они похожи? Это одинаковые фигуры? — Чем они отличаются?

Слайд 25

Слайд 26

Построение отрезков 1.Поставьте в тетради три точки по образцу. 2.Соедините их так, чтобы получилось два отрезка. 3.Расскажите, как соединили точки двумя отрезками? . . .

Слайд 27

Способы соединения точек

Слайд 28

Сравнение фигур 1.Выберите из этих фигур две похожие. — Чем похожи выбранные фигуры? — Чем отличаются выбранные фигуры? — Почему фигура №2 не подходит к фигуре №1 и №3? №1 №2 №3

Слайд 29

Нахождение отрезков 1.Покажите отрезки, которые есть на чертеже №1. — Сколько всего отрезков? 2.Покажи все отрезки на чертеже №2. — Сколько всего отрезков? 3.Сравни эти чертежи. — Чем они похожи? — Чем отличаются? №1 №2

Слайд 30

Проверка №1 – три отрезка №2 – три отрезка Похожи — по три точки, по три отрезка. Отличаются – точки расположены по- разному, получились разные фигуры.

Слайд 31

Сравнение фигур 1.Рассмотрите эти фигуры. — Какая из них вам знакома? — Как она называется? 2.Какое сходство между этими фигурами? — Это одинаковые фигуры? — Чем они отличаются?

Слайд 32

Выявление частей чертежа 1.Рассмотрите чертёж. — Сколько на чертеже треугольников? — Покажите их. — Сколько всего различных фигур? — Покажите их. 2. Сделайте такой же чертёж в тетради.

Слайд 33

Образование равносоставленных фигур 1.Рассмотрите данные треугольники на чертеже. — Сколько отрезков в каждом из них? ( в №1 и №2)? — Есть ли среди них равные? Определите на глаз. — Какой самый большой отрезок? Покажите. 2.Найдите такие треугольники в конверте. — Проверьте, одинаковые ли они. — Сложите из них фигуру №1. ( №2) — Расскажите, как получили такую фигуру.

Слайд 34

Упражнения с отрезками 1.Поставьте на прямой линии две точки и покажите на чертеже эти отрезки.

Слайд 35

Варианты ответов 1. 2. 3. 4. .

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Вывод Часть прямой линии, у которой есть начало, но нет конца, называется луч. Закрепление. Начертите в тетради луч по алгоритму. Алгоритм. 1.Ставлю точку. Это начало луча. 2.От этой точки в любом направлении проведу прямую линию. . . . .

Слайд 39

Выявление частей чертежа 1.Начертите такой треугольник. 2.Проведите в нём отрезок так, чтобы получилось три треугольника.

Слайд 40

Варианты ответов

Слайд 41

Нахождение лучей 1.Проведите прямую линию и поставьте на ней две точки, как показано на чертеже. 2.Найдите на чертеже отрезок. — Докажите, что это отрезок. — Обведите его красным карандашом. 3.Что есть ещё на этом чертеже? — Сколько их? Покажите. — Докажите, что это лучи. . .

Слайд 42

Проверка 2. . . 3. . . . . . . . .

Слайд 43

Выявление частей чертежа 1.Начертите такой треугольник. 2.Проведите в нём отрезок так, чтобы получилось два треугольника и один четырёхугольник.

Слайд 44

Варианты выполнения задания

Слайд 45

Образование равносоставленных фигур Сложите из двух треугольников такие же фигуры. План. 1.Анализ образца ( какие фигуры видите). 2.Подбор таких же фигур. 3.Складывание заданных фигур. 4.Обведение по контуру. 5.Сравнение полученных фигур с данными.

Слайд 46

Выявление частей чертежа 1.Сделайте такой же чертёж. — Сколько треугольников? — Запишите. — Сколько всего фигур? — Запишите.

Слайд 47

Проверка

Слайд 48

Построение лучей 1.Проведите в тетради прямую линию. 2.Поставьте на ней две точки. Задание. 1 вариант – ниже начертить лучи. 2 вариант – ниже начертить отрезки.

Слайд 49

Варианты ответов 1 вариант а) б) в)

Слайд 50

Варианты ответов 2 вариант

Олимпиада по математике 1 класс.

Олимпиада по математике для учащихся 1 класса.

Фамилия, имя__________________________________________________

1. Реши задачу. На праздник тебе подарили набор из 10 конфет. Половину конфет ты отдал сестре, 3 конфеты тебе принёс папа. По одной конфете из твоего набора вы съели с мамой за чаем. Запиши в ответе, сколько конфет у тебя осталось?

Ответ: конфет.

2. Найди закономерность и дорисуй.

3. Расшифруй ребусы.

4. Сколько уток плавает в пруду?

5. У Винни Пуха, Ослика Иа, Кролика и Пятачка было по 5 морковок. Винни Пух съел 4 морковки, Ослик Иа – 1 морковку, Кролик – 3 морковки, а Пятачок – 2 морковки. У кого осталось больше морковок?

А) Б) В) Г)

6. Сколько отрезков на чертеже?

7. Зачеркни три палочки так, чтобы осталось два треугольника:

8. Испекли пирог прямоугольной формы, а затем двумя разрезами поделили его на 4 части так, что все части имели треугольную форму. Покажи, как это сделали?

9. Поставь вместо * знаки + или –, чтобы получилось верное равенство:

7 * 4 * 2 * 5 = 10
10 * 4 * 3 * 8 = 1

10. Найди 5 различий между картинками и их раскрась.

Олимпиада по математике для учащихся 1 класса. ОТВЕТЫ.

(Максимальное количество баллов — 25)

1. Реши задачу. На праздник тебе подарили набор из 10 конфет. Половину конфет ты отдал сестре, 3 конфеты тебе принёс папа. По одной конфете из твоего набора вы съели с мамой за чаем. Запиши в ответе, сколько конфет у тебя осталось? 6 конфет осталось. (2 балла)

2. Найди закономерность и дорисуй. (3 балла)

3. Расшифруй ребусы. (1 балл за каждый ребус; всего – 2 балла)

4. Сколько уток плавает в пруду? (1 балл)

5. У Винни Пуха, Ослика Иа, Кролика и Пятачка было по 5 морковок. Винни Пух съел 4 морковки, Ослик Иа – 1 морковку, Кролик – 3 морковки, а Пятачок – 2 морковки. У кого осталось больше морковок?

(2 балла)

А) Б) В) Г)

6. Сколько отрезков на чертеже?

I————I————-I————I (2 балл)

7. Зачеркни три палочки так, чтобы осталось два треугольника: (2 балла)

8. Испекли пирог прямоугольной формы, а затем двумя разрезами поделили его на 4 части так, что все части имели треугольную форму. Покажи, как это сделали?

(2 балла)

9. Поставь вместо * знаки + или –, чтобы получилось верное равенство:

7 — 4 + 2 + 5 = 10
10 — 4 + 3 — 8 = 1 (2 балла за каждый пример; всего – 4 балла)

10. Найди 5 различий между картинками и их раскрась. (1 балл за каждое различие; всего – 5 баллов)

Конспект по математики 2 класс Луч.Отрезок.Прямая

Технологическая карта урока.

Дата:

Учитель:

Малько А.А.

Класс:

Программа:

Л.Г. Петерсон

Предмет:

Математика.

Тема:

Луч. Отрезок. Прямая.

Цель:

Учить распознавать прямые, отрезки, лучи. Сформировать представление о луче и сопоставить его с представлениями о прямой и отрезке.

Задачи:

Образовательные: Содействовать формированию у учащихся представлений о луче, прямой, отрезке; об их различиях и сходствах; совершенствовать умения выполнять простейшие геометрические построения; формировать умения грамотно называть луч, прямую, отрезок; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать составные задачи.

Воспитательные: воспитывать любознательность, трудолюбие, любовь к математике.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь; развитие логического и пространственного мышления.

Планируемые результаты

(предметные)

Обучающийся научится: распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.

Тип урока:

Урок- открытие.

Межпредметная связь

развитие речи, чтение, русский язык

Оборудование:

Учебник, мультимедийная доска, презентация, тетрадь, ручка, карандаш.

УУД:

Личностные. У обучающегося будут сформированы: представление о причинах успеха в учёбе, положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу

Регулятивные. Обучающийся научится: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Познавательные. Обучающийся научится: понимать знаки , символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособия, проводить аргументированные рассуждения и обобщающие выводы, сравнивать и анализировать, вести дедуктивные рассуждения.

Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, оказывать помощь и принимать её.

Ход урока

Этапы урока.

Примечание.

Формируемые УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности

Дидактическая задача: мотивировать (самоопределить) учителя к УД.

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

Проверьте, все ли у вас лежит на парте: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативые: умение слушать и слышать.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Дидактическая задача: тренировка вычислительных навыков и знания нумерации в концентре сотня.

Вы узнали этих мультяшек?

Сегодня, рано утром, мне пришло сообщение с номера смешариков, что вчера они отправились в путешествие на остров геомертия за кладом знаний, он писал, что этот остров не простой, что на острове есть королева, которая делится со всеми знаниями, но чтобы вернуться домой нужно пройти все испытания т.е. суметь применить полученные знания. Они не справились с заданиями, и их корабль потерпел крушение, и они просят помощь вернуться домой.

Ребята, мы поможем? Тогда мы отправляемся в морское путешествие на остров, где живет королева, которая хочет поделиться со всеми кладом знаний.

Итак, в путь!

Но что такое? Наш корабль не заводится. А чтобы он завелся нам нужно заполнить судовой журнал, т.е. тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи.

Откроем судовой журнал и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать.

(Дети записывают число)

Ура, корабль завелся

Итак, наше путешествие начинается.

Но, чтобы попасть нам на остров надо узнать, что новое хотели узнать и открыть для себя смешарики,

Посмотрите на экран, что вы видите? Кто знает название этих геометрических фигур? Как они называются? Как вы думаете, изображенные фигуры пересекаются?

волшебник

Регулятивные: планирование, коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе инф

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные: прогнозирование.

информации.

Выявление места и причины затруднения

Дидактическая задача:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Построение проекта выхода из затруднения

Дидактическая задача:

построить проект выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление

Дидактическая задача:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Дидактическая задача:

1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

А почему возникло затруднение?(мы не умеем их распозновать)

Чему же нам надо научиться?(правельно определять, где луч, где отрезок, где прямая, где точка их пересечения.

Цель нашего урока: выявить признаки прямой, луча и отрезка, научиться их распознавать и находить точки их пересечения.

Поэтому тема нашего урока » Прямая. Луч. Отрезок.»

Цель ясна! Мы на корабле.

Наш парус ветер подгоняет
Корабль скользит по ласковой волне
Вон за бортом дельфин играет
Резвясь в прозрачной глубине.

Но что такое? К нам подплывают дельфины.

Ребята! Дельфины нам сообщает, что осьминог не подпускает нас к острову, если мы не решим его задачу на смекалку.

Сравни 10дм3см <2м 1м3см 2л

Придумайте наименование так, чтобы можно было сравнить.

Ура, мы продолжаем путешествие. К своему письму Лосяш прислал историю которую поведала ему королева в которой спряталось новое знание. Давайте ее прочтем разберемся в ней, чтобы подплыб к острову мы сразу забрали смешариков и поплыли домой в класс потому что нас ждут другие уроки.

Встретила нас Королева острова Геометрия, без которой нельзя построить ни одну фигуру — это Точка.(нарисовали в тетрадке точку)

Жила была Точка. Она была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

— Как эта линия называется?

— Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь — ка я путешествовать!»

Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «долго ли я еще буду идти?»

— Ребята, скоро ли конец прямой линии? (у прямой нет конца)

— Тогда я поверну назад, — сказала Точка. — Я, наверное, пошла не в ту сторону.

— Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (у прямой нет конца)

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти —

Не найти конца пути!

Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?»

Вдруг Точка решила:

— а что, если я позову на помощь Ножницы.

Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы.

Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.

— Ура! – закричала Точка – вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

— Можно и с другой – послушно щелкнули Ножницы.

— Как интересно! – воскликнула Точка. — Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.

Ребята, как это называется? (отрезок) нарисовали

— Давайте назовем отрезок буквами.

— От-ре-зок! — с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.

— Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (имеет концы)

— Я запомню это. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало, ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… Не знаю, как и сказать. У них конец только с одной стороны. А в другую сторону нет конца. Как они называются? (Лучи).

— А! — сказала радостно Точка. — Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучики.

— А вы, ребята, как думаете?

— Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути, например, Землю, Луну или спутник. В геометрии каждый луч имеет название. Давайте назовем наши лучи (Стр 72 правило)

— Чем луч отличается от отрезка? От прямой?

— Обратите внимание на то что прямая обозначается либо одной строчной буквой либо двумя прописными буквами причем на первом месте всегда указывается начало луча. Отрезок тоже обозначается двумя прописными буквами, но порядок букв при чтении и записи, как и в обозначении прямой не имеет значения.

— Назовите лучи.

— Назовите отрезки.

Давайте вспомним то задание с которым мы не справились слайд

Ура мы приплыли, забираем скорее смешариков и поплыли скорее обратно.

Крош кричит, что вот тот риф из за которого они потерпели крушение. Открываем

стр 72 №3,5,6 устно

Ребята, надвигается шторм, чтобы море успокоилось нужно выполнить задание.

Посмотрите на экран. Нужно провести лучи АС и DВ. Являются ли эти лучи пересекающимися? Обоснуй свой ответ (4)

Слышите шторм стихает.

Смотрят на экран, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Включение в систему знаний и повторение

Дидактическая задача:

  1. выявить границы применимости нового знания;

  1. повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Наше путешествие подходит к концу, но чтобы корабль причалил нужно закрепить тот клад знаний который мы получили, для этого возьмите раздаточный материал, подписываем фамилию

1 Без чего нельзя построить ни одну фигуру :

А.Точка

Б. Запятая

В. Двоеточие

2. Подбери правильные названия для чертежей и проведи линии:

3. Отметь цветным карандашом начало каждого луча. Как обозначен первый луч? Можно ли поменять местами буквы? Почему? Обозначь остальные лучи.

Дорисуй две прямые с рисунка так, чтобы они пресекались в точке О.

5. Выпишете все отрезки и лучи на прямой

Ура! Мы приплыли. Закрыли глазки, сейчас мы откроем их и окажемся в классе. Открыли глазки.

Работают в учебнике Выполняют текстовые задания. Отвечают на вопросы

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дидактическая задача:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  1. провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

— Итак, какую цель мы ставили сегодня на уроке?

— Какая была тема нашего урока

— Мы достигли нашей цели, мы?

-А мы помогли смешарикам?

Систематизируют полученные знания, строят полные ответы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умения слушать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера

Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр 61 №1,2,3

Фамилия учащегося:________________________________________

1 Без чего нельзя построить ни одну фигуру :

А.Точка

Б. Запятая

В. Двоеточие

2. Подбери правильные названия для чертежей и проведи линии:

3. Отметь цветным карандашом начало каждого луча. Назови все лучи.

4. Дорисуй две прямые с рисунка так, чтобы они пресекались в точке О.

5. Выпишете все отрезки и лучи

Отрезки :

Лучи :

Математика 2 класс, точка, луч, отрезок, прямая, ломанная

Математика — 2 класс, точка, луч, отрезок, прямая, ломанная

Точка, обозначение и измерение длины отрезка, ломанной

Точка и прямая

1. Сколько прямых проведено через точку А на рисунке?

2. Нарисуй точку В. Проведи через точку В 3 прямые. Сколько еще прямых можно провести через точку В?

3. Нарисуй точку А и через 5 см нарисуй точку Б. Проведем через них прямую.

4. Дорисуй две прямые с рисунка так, чтобы они пресекались в точке О.

5. Нарисуй 3 параллельные прямые. Где они пересекаются?

Отрезок

1. Нарисуй отрезок, длина которого равна 5 см.

2. Нарисуй отрезок, длина которого равна 7 см.

3. Нарисуй отрезок, длина которого равна 10 см.

4. Нарисуй 2 отрезка, первый отрезок равен 4 см, второй равен 7 см. Который из них самый длинный?

5. Сколько отрезков нарисовано на данной картинке? Чему равен самый коротки отрезок? Чему равен самый длинный отрезок?

6. Нарисуй отрезок, длиной 7 см. Поставь на ней точку, чтобы получился отрезок, равный 3 см. Чему будет равна другая часть отрезка?

7. Нарисуй прямую и отметь на ней два отрезка равных 4 см и 6 см.

8. Определи на глаз длину каждого отрезка, а за тем проверь себя измерив длину линейкой?

9. Нарисуй отрезок АВ, длина которого равна 4 см.

10. Нарисуй отрезок CD, длина которого равна 6 см.

11. Нарисуй отрезок EF, длина которого равна 8 см.

Ломанная

1. Определи, какая из данных линий ломанная? Обведи правильный номер.

2. Нарисуй ломанную, составленную из звеньев, равных 4 и 6 см. Сколько звеньев в данной ломанной? Какова общая длина ломанной?

3. Нарисуй ломанную, составленную из звеньев, равных 2, 3 и 6 см. Сколько звеньев в данной ломанной? Какова общая длина ломанной? Какое звено самое длинное? Чему оно равно?

4. Нарисуй ломанную линию, как на рисунке и измерь длину каждого звена. Определи общую длину ломанной. 1) Напиши её длину в сантиметрах и в миллиметрах. 2) Напиши её длину только в миллиметрах.

Конспект урока по математике по теме «Луч» 2 класс УМК «Школа 21 века»

тема:Луч и его обозначение. 2 класс, УМК «Школа 21 века»

Цели урока: познакомить учащихся с понятием луча как бесконечной фигуры; учить показывать луч с помощью указки; продолжить формирование вычислительных навыков; совершенствовать умение решать задачи; закреплять навыки работы с математическими графами; развивать умение анализировать и обобщать.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

Уметь отличать луч от других геометрических фигур, уметь обозначать и читать названия лучей,.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок. Все улыбнемся друг другу.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня хороший день и у нас прекрасное настроение для изучения нового материала.

III. Устный счет.

1. Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:

а) 90, 30, 40, 51, 60;

б) 88, 64, 55, 11, 77, 33;

в) 47, 27, 87, 74, 97, 17.

2. Заполните цепочки примеров:

3. Назовите числа по порядку:

а) от 20 до 30;

б) от 46 до 57;

в) от 75 до 84.

4. Как вы думаете, будут ли эти тексты задачами?

На одной тарелке 3 огурца,

а на другой – 4.

Сколько помидоров

на двух тарелках?

На клумбе росло 5 тюльпанов и 3 розы.

Сколько тюльпанов росло на клумбе?

– Измените вопрос второго текста так, чтобы он стал задачей. (Сколько всего цветов росло на клумбе?)

– Измените условие так, чтобы текст стал задачей. (На клумбе росло 5 красных тюльпанов и 3 желтых тюльпана.)

– Решите полученные задачи. (5 + 3 = 8.)

IV. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите геометрические фигуры. Назовите известные вам фигуры.

– Название какой геометрической фигуры вы не знаете?

– Сегодня мы ответим на этот вопрос.

V. Работа над новым материалом.

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это…

А что же есть у солнышка?

Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч.
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто — …

— Сформулируйте тему урока.

(Луч)

– Мы часто слышим и произносим слово «луч». Лучом мы обычно называем полоску яркого света, который идет от светящегося предмета. Это, например, луч фонарика, луч солнца.

Словом «луч» называют и геометрическую фигуру. Это очень интересная фигура: у нее есть начало и нет конца.

А изображают ее так. Отметим на доске точку, приложим к ней линейку и по линейке проведем линию.

Какой бы длинной ни была линейка, весь луч мы все равно не сможем начертить. На рисунке мы изобразили лишь часть луча, которая показывает направление луча.

Луч можно начертить в любом направлении. На рисунке изображено 5 лучей разных направлений:

Чтобы отличать один луч от другого, договоримся обозначать луч двумя буквами латинского алфавита. Писать буквы нужно в строго определенном порядке: первой пишется та буква, которая обозначает начало луча, вторая пишется над или под лучом. Посмотрите на рисунок в учебнике. Луч красного цвета обозначен двумя буквами. Какой буквой обозначено начало луча? (Латинской заглавной буквой А.)

– Прочитаем все вместе запись: «Луч АВ».

– Теперь прочитайте следующие записи, называя при этом начало луча: луч ВС, луч МК, луч ВА, луч ОХ.

Важно научиться правильно показывать луч. Мы будем это делать концом указки или карандаша.

Посмотрите на доску. Прочитайте название луча, который изображен. (МК.)

Смотрите внимательно: я беру указку; нахожу начало луча – точку М; веду указкой по лучу, прохожу нарисованную часть луча; не останавливаясь, веду указкой дальше, пока не кончится доска, веду указкой еще дальше (ведь луч бесконечен!). Можно остановиться, а луч «проходит» стену, «идет» в соседний класс, «выходит» во двор школы и «идет» дальше.

Теперь посмотрите на плакат (подготавливается заранее). На нем изображены три луча. Прочитайте название каждого из них. Называя луч, показывайте его указкой.

Задание № 1 (с. 17).

Учащиеся рассматривают рисунки и читают текст задания.

– Можно ли нарисовать весь луч?

– В каком направлении можно начертить луч?

Задание № 2 (с. 18).

Учащиеся называют каждый луч, читая сначала букву, соответствующую началу луча. (Луч АМ, луч КО, луч DЕ.)

Связывание понятия луча с направлением движения помогает детям лучше осознать бесконечность этой геометрической фигуры.

Задание № 3 (с. 18).

Учащиеся чертят в тетради луч, обозначают его буквами.

– Поставьте в тетради точку. Проведите через нее прямую линию. Сколько получилось лучей? (Два луча: ОА, ОВ.)

– Проведите еще одну прямую линию через эту точку. Сколько теперь лучей? (Четыре луча: ОА, ОВ, ОD, OC.)

– Подумайте: чем луч отличается от прямой линии?

Физкультминутка

VI. Первичное закрепление.

. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 19.

– Назовите номера фигур, которые являются лучами. (1, 3, 6.)

– Как называется фигура под номером 2? (Отрезок.)

– Кто уже знает, как называется фигура под номером 4? (Прямая.) Под номером 5? (Прямоугольник.)

— Вспомните цель урока: не только узнавать луч и обозначать его, но и чертить луч. Предложите план действий при начертании луча.

Задание № 21.

Лучей с началом в точке А можно построить сколько угодно.

VII. Повторение пройденного.

Задание № 9 (с. 19).

– Прочитайте, какие способы сложения придумал Знайка.

– Найдите результаты сложения такими же способами.

Запись:

9 + 8 = 17

9 + 8 = 17

9 + 9 = 18

8 + 8 = 16

18 – 1 = 17

16 + 1 = 17 И т. д.

Задание № 10 (с. 19).

– Чем похожи все записи? (Два действия, есть скобки.)

– Какое действие надо выполнить сначала? (Первое действие в скобках.)

– Чем похожи и чем различаются записи в каждом столбике? (Используются одинаковые числа, но выполняются разные арифметические действия.)

– Вычислите результаты действий.

VIII. Рефлексия

— сегодня на уроке я узнал(а)….

— открыл(а) для себя…..

-сделал(а) выводы……

IX.Домашнее задание: № 11, 15 (учебник); № 22 (рабочая тетрадь).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *