Ребенок нервничает когда делает уроки

Содержание

6 способов делать уроки с ребенком без криков и нервов

Родители школьников знают, что после тяжелого трудового дня на работе, их ждет не менее, а иногда даже более тяжкий труд дома – «домашка»! Есть мамы и папы, которые игнорируют домашнюю работу детей, считая, что они сами должны выполнять свои задания. Есть такие, которые проходят курс с 1 по 11 класс, заново изучая законы термодинамики, чтобы помочь своему отпрыску. Оба подхода неверны.

В этой статье я расскажу, как учить с ребенком уроки и при этом не кричать. И здесь не будет банальных рекомендаций типа «Спокойствие, главное – спокойствие!» — дочитайте до конца и поймете, где ваши самые большие ошибки и как сделать процесс подготовки домашнего задания комфортным для себя и школьника.

  1. Пусть ребенок попробует делать уроки самостоятельно – а вдруг получится?

Скажу даже больше – получается у большинства первоклашек, не говоря о более старших учениках. Некоторым нужно только помочь организовать сам процесс – усадить за стол, выделить время на домашку и проверить выполненные задания.

Реально родительская помощь в столь тяжком деле как уроки нужна, если ваш ребенок:

  • Не понимает задания;
  • Медленно усваивает новые темы;
  • Не может сосредоточиться – сам себе мешает;
  • Может сидеть за уроками до ночи;
  • Сам просит вас о помощи.
  • Ни в коем случае, НИКОГДА не делайте уроки за ребенка!

Помогать – не значит решать задачи и писать сочинения за своего горе-ученика. Родители должны помочь ему самостоятельно справиться с заданием. Не стоит тащить ребенка к звездам, если он спокойно и без напряга сам учится на четверки и тройки, и ему триста лет не нужны пятерки от слова «вообще». Помогать нужно тем, кому нужна ваша помощь.

Дальше советы становятся более практичными.

  • Нужно осознать и принять отрицательные эмоции, связанные с учебой ребенка

Какие отрицательные эмоции вызывает у нас учебный процесс ребенка? Вот стандартный набор, который «просыпается» практически у каждого родителя:

  • Стыд – «Мой учится хуже всех в классе!»
  • Чувство вины – «Я плохая мать, делают что-то не так, раз у меня ребенок – троечник!»
  • Страх – «Ничего не добьется в жизни, будет мести улицы в лучшем случае!»

Так вот – чувствуйте эти эмоции в любое время дня и ночи, но только не тогда, когда делаете уроки с ребенком. Иначе срывов, криков и нервов не избежать. Если не получается, советую вспомнить о сильных сторонах своего ребенка или пойти вместе с ним попить чаю с конфетками. В общем – разрядить обстановку.

  • Понять чувства ребенка и постараться помочь ему

Трудные ученики часто страдают низкой самооценкой. Их злит собственная тупость, неспособность справиться с заданиями без чьей-либо помощи. Поймите и примите эти чувства. Сильные отрицательные эмоции мешают сосредоточиться и найти верное решение. Например, если ваш ученик не любит, когда его проверяют, предложите ему проверить вас – придумать несколько вопросов по теме. В процессе он сам начнет исправлять и дополнять ваши ответы.

  • Выработайте свой собственный ритм

Предлагаю несколько простых приемов, которые помогут вашему ученику собрать волю в кулак и все-таки справиться с домашкой раньше 20:00.

  • Циклы. Заведите будильник на 10-15 минут – это время, в течение которого, нужно не отвлекаясь делать домашнее задание. Затем следует сделать пятиминутный отдых. И так повторять цикл до тех пор, пока вся работа не будет выполнена. Для подростка цикл можно увеличить – 30 мин работы /5 мин отдыха.
  • Физкульт-минутка. Если школьник впадает в ступор, отвлеките его физическими упражнениями. Встаньте друг напротив друга. Показывайте ему простые движения (7-10 будет достаточно), которые он должен повторить. Затем опять приступайте к уроку.

  • Будьте гибкими

Ребенок может опустить руки не потому, что не верит в себя, а потому что реально видит – он не в силах справиться с данной задачей. А родители не хотят это признавать. Быть может ему будет намного лучше не в крутой гимназии, а в обычной школе. А может быть еще и в небольшой частной или даже коррекционной.

Помочь может просто смена учителя. Может быть ребенку будет намного комфортнее не с активным и целеустремленным учителем года, со спокойной и неторопливой Марьей Ивановной.

Может быть пришла пора успокоиться, понять и принять тот факт, что да – ваш ребенок не отличник, и никогда им не будет. Да и не надо ему это, у него есть масса других достоинств.

Вы можете делать с ребенком уроки год, два, три, но не пропустите тот важный момент, когда он будет готов выполнять домашнюю работу самостоятельно – переход к пункту №1 строго обязателен для ваших нервов и психологического здоровья вашего ребенка.

10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки

Сохранить адекватность, делая уроки с ребенком

Каждый родитель с замиранием сердца ждет наступления очередного вечера, когда он сядет за уроки со своим ребенком. Кто-то скрипит зубами, кому-то удается сохранять хладнокровие довольно длительное время. Сегодня в роли эксперта выступит Ксения Букша, которая на протяжении двух лет систематически занималась домашней работой со своей приемной дочерью и сумела сформулировать свой свод правил для достижения успешного результата и сохранения душевного равновесия.

Дочка Ксении находилась на домашнем обучении в 4 и 5 классах. Поскольку ребенок приемный, очевидно, что прежде с ним никто не занимался. Девочка довольно плохо читала, выполнение любых упражнений давалось ей с большим трудом. Нашей героине и малышке приходилось много времени проводить вместе. Ситуация осложнялась тем, что у крохи проходил период адаптации к новой семье. У нее не было доверия к тому, кого позже она станет называть мамой. Это было довольно тяжелое время, как признается сама Ксения. Но им удалось справиться.

За 2 года женщине удалось получить колоссальный опыт. Семейное образование пошло ребенку на пользу и помогло не только повысить успеваемость, но и укрепить доверие к тем людям, которые станут самыми близкими для крохи. Не нужно бояться ошибок и стесняться объяснять детям материал. Самое главное — исключить крики, ор, сохранять максимальное хладнокровие.

1. Разрешить детям самостоятельно делать уроки

Отдавая малышей в руки учителя, мы сразу морально готовимся посвящать все вечера выполнению домашних заданий, проверке тетрадей, повторению школьного материала. Почему мы так поступаем? По инерции. С нами также вели себя родители. Но давайте попробуем изменить мир и дадим ребенку почувствовать себя самостоятельным. После нескольких попыток найти решение обозначенной задачи, большинство школьников сделает это. Первоклашки нередко могут самостоятельно делать уроки уже с первого дня. Иногда помощь нужна лишь в организационных вопросах, например, помочь занять место за столом и проверить результат в конце.

Маленький первооткрыватель нуждается в помощи старших, если он:

  • Начинает злиться и плакать при попытках найти решение задачи;
  • Не понимает сути задания;
  • Отстает от сверстников по школьной программе, слишком медленно усваивая материал;
  • Не может сосредоточиться, как бы не старался;
  • Испытывает серьезные трудности при пересказе текстов учебника или литературных произведений;
  • Проводит за уроками очень длительное время и заканчивает глубокой ночью, а результат занятий практически неощутим.

Иногда дети сами просят взрослых о помощи. Им нельзя отказывать.

2. Не перенимайте инициативу

Никогда не делайте уроки за ребенка. Нередко взрослые хватаются за голову, потому что убеждены: их отпрыск ничем не интересуется, учеба ему совершенно не интересна. Если вы оказались в аналогичном положении, то делать домашнюю работу вместе со школьником бессмысленно. Это лишь пустая трата времени. Посвятите себя работе над мотивацией. Решение проблемы начинается с поиска причин ее появления. Иногда приходится посещать врача, а в некоторых случаях доходит до смены формы обучения и даже школы. Помощь будет эффективной, если вы знаете, кому нужно ее адресовать. Иногда проблема кроется во взрослых. Некоторые дети учатся в собственном темпе и делают это медленно, но без нервных срывов и отказа от освоения программы. Нас же это не устраивает, ведь мы мечтаем вырастить отличника и начинаем тащить троечника «к звездам». Значит, надо пересмотреть собственную позицию. Школьник нуждается в помощи, а не в банальном выполнении всех заданий за него.

3. Найти корень проблемы

Я осознаю, что мой наследник нуждается в помощи. Он испытывает серьезные трудности с усвоением материала. Его это сильно расстраивает, а сверстники и педагоги уже повесили клеймо: «тупой», «отстающий». Сын или дочь вот-вот махнет на себя рукой и перестанет открывать книги. Мы должны оказать максимальную помощь в подобной ситуации. Как? Найти секретные ключики от головы и сердца школьника. Внимательно всматривайтесь в тетрадки, вслушивайтесь в ошибки, научитесь мыслить как ваш ребенок. Вы должны его понять, иначе все усилия будут впустую.

Иногда дети не могут решить задачу, потому что им сложно представить описанные в ней события в реальности. Например, у девочки возникают трудности, когда она пытается представить, как движется вода в реке. Приведите элементарные аналогии, понятные вашему крохе. Пусть вода в реке будет похожа на машинку, которая ездит по полу в прямом и обратном направлении. Для изучения дробей используйте фрукты: апельсины, мандарины, яблоки. Сделайте занятия более наглядными, разрезав плод на несколько частей.

Существует масса технических приемов, которые вы можете практиковать в своей семье. Описание некоторых из них отражено в пособиях и методических указаниях. Проявите фантазию и придумайте собственные техники донесения сути материала.

Особенно полезно подбирать ключик к детской голове, если школьник имеет серьезные проблемы с усвоением программы. Не существует плохих учеников — некоторых мы попросту не можем научить, потому что не знаем, как это сделать.

4. Разделите материал на части

Многие родители теряют самообладание, когда школьник не усваивает всю мысль моментально. С этим нужно смириться. Чтобы упростить задачу, разбиваем большую мысль на несколько логических частей и преподносим ребенку маленькими кусочками. Чтобы достичь этого, придется провести революцию в собственном сознании. Мы воспринимаем многие вещи как очевидные. Иногда детям требуется гораздо больше времени, чтобы нарисовать ряд точек, сложить числа. Каждый факт должен осесть в его голове.

5. Признайте и примите собственные эмоции.

Негативные установки возникают у взрослого, который испытывает стыд за свое чадо или чувство вины. Отпустите эти эмоции и вернитесь к ним не во время выполнения домашнего задания. Если вернуть самообладание крайне сложно, постарайтесь вовлечь ребенка в игру, которая продемонстрирует его сильные качества. Пусть малыш окажет вам помощь в решении вопроса, в котором он способен разобраться самостоятельно. Иногда достаточно всего лишь разрядить обстановку — найти интересную тему для разговора, устроить совместное чаепитие.

6. Поймите, какие чувства испытывает ваш наследник, и примите их.

«Трудные» ученики испытывают целую бурю эмоций. Они часто прикидываются дурачками, чтобы их оставили в покое. Самолюбие таких детей имеет отрицательное значение, а учебный процесс превращается в огромный стресс. Они злятся от собственной тупости и мечтают провалиться сквозь землю. Учитывайте это, когда окажетесь за одной партой. Некоторые банально боятся факта проверки их работы, пусть даже выполненной без ошибок. Яркие отрицательные эмоции мешают мыслительным процессам, от них необходимо как можно быстрее избавиться.

7. Помогите школьнику осознать, какую информацию он не усвоил

Важно уметь задать вопрос по материалу, который не уложился в голове с первого раза. Это поможет повысить успеваемость в разы. Ученик, который просит конкретной помощи, не будет тупить и плакать. Он находится в активном поиске решения своей проблемы. Покажите, как правильно выстраивать логические цепочки и находить те кусочки информации, которые остались непонятны.

8. Установите собственный ритм

Иногда малышу сложно сосредоточиться, в результате он проводит за уроками очень много времени. Мы должны помочь найти собственный ритм и входить в него без посторонней поддержки. Существует множество практик, которые удобно использовать в обыденной жизни. Изучите соответствующую литературу, чтобы выработать собственную методику.

9. Ориентируйтесь на персональные особенности

Как правило, трудности с выполнением домашнего задания встречают дети, у которых существуют проблемы с нервной системой. Кто-то начинает хорошо мыслить перед сном, а другому нужна продолжительная прогулка, чтобы прийти в нужную «кондицию». Выбирайте наиболее эффективное время для занятий. Никто не знает особенности вашего чада лучше вас самих.

Успехов!

Источник: Ксения Букша

Как не кричать на детей, выполняя с ними домашнее задание

Психотерапевт Оксана Королович: психологическая поддержка, профессиональное обучение, психологический аутсорсинг, развитие духовности.

В идеальном мире дети стремятся получать новые знания и с удовольствием делают уроки в школе и дома. Однако в реальности домашнее задание – тяжелая работа не только для детей, но и для их родителей. Взрослые пристально следят за выполнением уроков, превращаясь в самых настоящих надзирателей. Заставляют детей учиться, манипулируют, кричат или даже поднимают руку.

Очевидно, такие методы не приводят к желаемому результату. Ребенок учится «из-под палки». Не слышит уговоров, ведь он привык реагировать только на крик. А вы, в свою очередь, не можете сдержаться. Каждый раз срываетесь, затем корите себя.

Интерес к учебе главная мотивация

Хорошая новость: вы способны разорвать этот порочный круг. В первую очередь, нужно устранить причину конфликта – нежелание ребенка садиться за уроки. Как же сделать так, чтобы выполнение домашнего задания перестало быть каторгой?

  • Снизьте градус давления. Возможно, ребенок не хочет делать домашнее задание потому, что боится не оправдать ожиданий родителей и учителей. Будьте внимательны. Ребенок устал и отвлекается? Не заставляйте его дальше учить насильно. Сделайте перерыв. И приступайте вновь.
  • Ставьте на первое место процесс, а не результат. Подогревайте интерес ребенка. Хвалите за попытки. Никогда не сравнивайте его с другими. Только с ним самим. Отмечайте прогресс в учебе.
  • Придумайте систему мотивации. Хорошие оценки ни о чем не говорят ребенку (особенно первокласснику). Ведь их нельзя пощупать и попробовать на вкус. Поэтому убеждать:»Сделаешь хорошо домашнее задание — получишь высокую оценку» малоэффективно. Выберите понятный язык поощрения:мультики, вкусность, прогулку и т.д. Главное не переборщить. Все же основной мотивацией должен оставаться интерес и природная любознательность.
  • Не делайте уроки вместо ребенка. Иногда недальновидное поведение взрослых приводит к тому, что выполнение домашнего задания превращается в скандал. Ребенок изначально должен осознавать ответственность за обучение. У вас есть своя работа, у него своя.

«Я уже все разжевала и в рот положила, а он даже проглотить не хочет! Каждую букву пишет под моим надзором. Делает уроки, только когда я рядом. Отхожу – учеба заканчивается. Как тут не кричать?!». Знакомо?

  • Не помогайте, если ребенок об этом не просит. Дети непонимают, зачем трудиться, если мама сделает все за них.Достаточно немного поныть, и родители уже кидаются на помощь. Это манипуляция в чистом виде. Помогайте только втом случае, если видите, что ребенок действительно несправляется.
  • Не мешайте делать ошибки. Некоторые родители уверены — проще и быстрее помочь ребенку с домашним заданием. Ведь он обязательно сделает неправильно. Вспомните время, когда ребенок учился ходить. Он делал несколько неуверенных шагов, падал, поднимался и вновь падал. Могли ли вы тогда пойти вместо него? Конечно, нет. Учеба – путь, который ребенок должен проделать с вашей минимальной помощью.Только на своих ошибках он может научиться. Кроме того, какон почувствует сладость победы над трудным заданием, еслиэта победа не его, а ваша?

Кричать нельзя остановиться

Умом вы понимаете, что кричать на ребенка не лучший метод воспитания. Однако ничего не можете с собой поделать. Злость и отчаяние накрывает с головой, эмоции захлестывают, и вы вновь срываетесь. Как же вовремя остановиться?

  1. Возьмите тайм-аут.Выйдите изкомнаты,выпейте стакан воды,сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  2. Опишите свое состояние ребенку. Используйте я-позицию.Вместо того чтобы оскорблять и нападать на него, честно признайтесь,что вас расстраивает.Проговорите свои чувства.
  3. Не забывайте о себе. Чаще всего мамы срываются на детей после тяжелого выматывающего дня. «Сил моих больше нет», – знакома эта фраза? Больше отдыхайте, наполняйтесь ресурсами и не доводите себя до эмоционального упадка.

Что для вас важнее?

Для того, чтобы перестать кричать, измените свое отношение к оценкам ребенка. Решите, что для вас важнее: чтобы он хорошо учился, или чтобы учеба приносила ему удовольствие?

В первом случае конфликты неизбежны. Ведь социальные нормы и критерии вы ставите выше, чем потребности ребенка.

Помните, что крик — это тупиковый путь. Спокойный диалог всегда эффективнее. Спрашивайте у ребенка, почему он не хочет делать уроки. Возможно, он не понял материал в школе, но стыдится в этом признаться? Или задание ему неинтересно. В этом случае:

  • превратите уроки в увлекательную игру. Вместо того чтобыпросто прочитать сказку, предложите ребенку сделать это поролям. Подключите всех членов семьи;
  • найдите альтернативу. Вместо того чтобы зубрить параграф учебника по истории, включите интересный документальный фильм об этом периоде;
  • устройте соревнования. Кто быстрее решит задачу по математике? Кто найдет больше столиц на карте за одну минуту? Вариантов множество. Достаточно проявить фантазию.

Сделав учебу увлекательной, вы устраните все причины для криков. Помните, агрессия и насилие – тупиковый путь. Вы не сможете всегда заставлять ребенка учиться, а затем и работать. Гораздо эффективнее и продуктивнее развивать в нем трудолюбие, любознательность и интерес к новому. Именно эти качества в будущем станут залогом успешной жизни и карьеры вашего чада.

Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов:

  • плачет или злится, когда делает уроки;
  • не понимает заданий;
  • медленнее других одноклассников усваивает темы, не успевает за классом;
  • явно не в силах сосредоточиться: всё бы сделал, но мешает сам себе;
  • не может пересказать текст (литературный или из учебника);
  • сидит за уроками долгие часы, до самой ночи, с ничтожным результатом;
  • прямо просит вас о помощи.

2. Не делать уроки за него

Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.

В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

3. Разобраться, в чём проблема

Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.

Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.

Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.

Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?

Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

4. Учить материал по частям

Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.

Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.

Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

5. Признать и принять свои чувства

Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

  • просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
  • попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо.
  • вспомнить о его сильных сторонах;
  • разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему

У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

Читайте также: «У вас нет выбора — делать или не делать уроки». Советы родителям от педагога

Попробуем увидеть эти чувства и учесть их, когда сидим за уроками. Моя дочь не любила, когда её проверяли, даже если она всё знает. Ей было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго я просила её саму придумать вопросы и «проверить» меня. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти икс.

7. Научить ребёнка понимать, чего он не знает

Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял.

Нужно уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть, тупить и плакать.

Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа «НИЧЕГО не понимаю». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе.

Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя. Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

8. Выработать ритм

Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков.

  • Рука на голове. Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.
  • Цикличность. Приём уже описан выше — речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с рваным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха).
  • «Гипноз». Помогает и в случае негативизма, упрямства и впадения в ступор. Вы отвлекаетесь от урока, просите ребёнка встать перед вами и повторять ваши движения. Поднимите руку вверх. Потом вторую. Подмигните. Присядьте. Придумайте любые 8-10 движений, а потом сядьте и продолжайте объяснять.
  • Микропаузы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться когда попало и на что попало. Если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшается.

9. Учитывать индивидуальные особенности

Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот — голодное брюхо к учению глухо? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой?

Читайте также: Как усадить ребенка за уроки? Методика, которая заслуживает Нобелевской премии мира

Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны. Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

10. Быть гибким

Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.

Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.

Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.

Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.

У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.

10 советов, как делать с ребенком уроки и не нервничать

Если совместное выполнение домашнего задания с ребенком обычно заканчивается ссорами и испорченным настроением, если делать уроки с ребенком для вас не меньшее мучение, чем для него самого, тогда эта статья для вас.

Правило № 1. Выясните причину

Если ребенка никак не усадить за домашнее задание, он придумывает бесконечные отговорки или намеренно тянет время, чтобы не садиться заниматься, обязательно выясните, в чем причина. Важно понять, распространяется ли эта неприязнь на все уроки или на домашние задания по каким-то конкретным предметам. Если ребенок в целом не желает садиться за уроки, тогда переходим к Правилам № 2 и № 3.

Если негативные чувства вызывают вполне определенные предметы, расспросите, почему. Причин может быть множество: ребенку не дается предмет, не нравится учитель, занятия по этому предмету вызывают некие неприятные ассоциации и так далее. Читайте наше Правило № 8.

Правило № 2. Дайте отвлечься

Как только ребенок пришел из школы, не заставляйте его сразу заниматься. Ему необходим перерыв, чтобы переключиться и отвлечься от школьных проблем. Идеально, если на этот перерыв придутся обед или полдник, прогулка на свежем воздухе или активные игры.

Совсем маленьким школьникам, возможно, стоит и поспать. Все зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья вашего ребенка. Главное, чтобы за уроки он сел отдохнувшим и со свежей головой.

Правило № 3. Создайте ритуал

Создавайте определенный ритуал, чтобы делать уроки без стресса. Например, старайтесь, чтобы ваш ребенок садился делать уроки всегда в одно и то же время. Режим дня вообще полезен, а в этом конкретном случае он еще и приучает к собранности и организованности. Кроме того, подсознательно ребенок начинает воспринимать этот процесс как нечто постоянное, само собой разумеющееся, как приемы пищи, вечернее мытье перед отходом ко сну…

Возможно, стоит установить временные рамки (с учетом индивидуального ритма ребенка и объема домашних заданий), в течение которых ребенок занимается, например, полчаса- час (для младших школьников) или два часа (для ребят постарше).

Тому есть как минимум две причины. Во-первых, по истечении этого времени ребенку уже сложно концентрироваться и работать эффективно. Во–вторых, если к этому времени прибавить еще и количество часов, проведенных в школе, вы увидите, что получится почти полноценный рабочий день. А это очень много для детского организма.

Правило № 4. Организуйте перерывы

Чтобы делать уроки без стресса, во время выполнения домашнего задания позволяйте ребенку небольшие перерывчики – 5-10 минут (вспомните: ведь вы и сами на работе периодически отвлекаетесь на чай и перекуры). В это время ребенок может встать из-за стола и размяться, выпить сока или скушать дольку апельсина.

Это особенно нужно малышам, которые еще только учатся писать в прописи и долго сидят в одной позе, вырисовывая буквы. За перерыв успеют отдохнуть и глазки.

Правило № 5. Присутствуйте или проверяйте

Для того, чтобы ребенок (особенно первоклассник) делал уроки без стресса, родитель должен присутствовать при выполнении домашнего задания. Здесь важна постепенность.

Совсем маленьким школьникам папа или мама помогут организовать работу, проследить, чтобы ребенок не застревал на чем-то одном. Это может потребовать вашего присутствия в течение всего времени, отведенного на уроки. Затем, по мере взросления вашего ребенка и приобретения им навыков самостоятельной работы, можно договориться, что он сам делает легкие и понятные задания, а с вами – сложные.

Другой вариант – ребенок готовит все сам, а вы проверяете.

Обязательно хвалите и подчеркивайте его самостоятельность: «Какой ты молодец, почти все уроки сделал сам! Ты уже совсем взрослый!»

Правило № 6. Не делайте уроки за ребенка

Родитель НЕ ДОЛЖЕН делать уроки за ребенка. Иногда у вас может возникнуть соблазн сказать ребенку, как решать примеры или отвечать на вопросы, чтобы освободиться побыстрее. Это в корне неверно.

* Во-первых, тем самым вы подаете ребенку дурной пример и не удивляйтесь, если он через какое-то время попросит вас сделать уроки за него.

* Во-вторых, так он никогда не научится самостоятельности и ответственности.

Идите другим путем: вы всегда можете ненавязчиво подсказать, подтолкнуть, указать верный ход мыслей.

Правило № 7. Занимайтесь дополнительно

Понаблюдав какое-то время за тем, как ребенок выполняет домашние задания, вы без труда поймете, что именно вызывает у него наибольшие сложности и на что он тратит больше всего времени, когда делает уроки. Возможно, ему тяжело дается письмо или какие-то грамматические правила, счет в уме или пересказ текста.

Если вы хотите делать уроки без стресса, в выходные дни уделите этим «подводным камням» дополнительное время. Позанимайтесь с ребенком спокойно, без спешки, и через некоторое время эта тактика обязательно даст результат. Ваше чадо обретет уверенность в своих силах.

Правило № 8. Поговорите по душам

Если ваш ребенок воспринимает процесс обучения и домашние занятия скорее негативно, чем позитивно, поговорите с ним откровенно. Расскажите про свои школьные годы, какие предметы получались у вас лучше, а какие давались с трудом. Важно, чтобы ребенок понял, что не все и не всегда получается сразу, надо прикладывать усилия.

Если проблема в учителе, проявите максимум такта. Скажите, что учитель тоже человек, со своими плюсами и минусами, и ребенку надо как следует готовиться по предмету и вести себя на уроке как следует, тогда и проблемы исчезнут. Возможно, учитель просто очень строг, и ребенок чувствует себя в его присутствии неуютно. (Сразу скажем, что в особо сложных случаях, возможно, вам самим стоит поговорить с педагогом и выяснить, почему отношения с учеником не сложились.)

Если ребенку сложно найти общий язык с одноклассниками, стоит выяснить, в чем причина напряженности, пригласить кого-то из них в гости, организовать совместный поход куда-нибудь или детский праздник.

Правило № 9. Нанимайте репетитора только в крайнем случае

К репетитору стоит обращаться лишь, если вы видите явное отставание ребенка по какому-либо предмету, объективно подтверждаемое им самим и/или учителем. При этом вы сами не в состоянии обеспечить такой уровень занятий, который бы покрыл это отставание и дал бы возможность ребенку делать уроки без стресса.

Не нужно перегружать ребенка дополнительными занятиями по большому числу предметов, даже если ваши доходы позволяют записать его на десяток платных факультативов и нанять столько же репетиторов. Ваше чадо все равно будет не в состоянии усвоить такой объем знаний и одинаково эффективно заниматься всеми предметами. Здоровье и наличие у ребенка времени для отдыха и восстановления сил гораздо важнее.

Правило № 10. Будьте терпеливы

Хочется пожелать вам терпения. Будьте конструктивны. Это же ваш ребенок, не может быть, чтобы у него совершенно ничего не получалось.

Определенные совместные усилия, ваши доброжелательность и терпение обязательно дадут результат, и ваш ребенок научится делать уроки без стресса!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *