Неадекватный ребенок в школе

Содержание

«А нормальные дети от него страдают»: что делать, если в классе учится трудный ребёнок

Найти подходящую школу для ребёнка с особенностями или проблемами в поведении непросто. Люди склонны быстро обвинять родителей — дескать, сами виноваты, что плохо воспитывают. Или требовать, чтобы такого ученика отправили в коррекционный класс. Мама троих детей Ксения Букша уверена, что даже самого трудного ребёнка, во-первых, нельзя осуждать, а во-вторых — выгонять из класса.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Недавно я написала статью, в которой рассказывала, как непросто найти подходящую школу для ребёнка с проблемами в поведении. В комментариях к статье некоторые читатели возмутились, что я отстаиваю права маленьких паршивцев, которые мешают жить «нормальным детям».

  • «Мне не жаль атипичного ребёнка, это проблема его родителей, а не других детей в классе».
  • «Просто матери всё равно. Чужих детей ей не жалко, все должны под неё подстраиваться».

Такие высказывания для меня — признак огромной проблемы нашего общества. У людей нет сил, нет ресурсов, чтобы сделать даже небольшой шаг навстречу другому. А ведь этот шаг может быть совсем не трудным.

Только кажется, что надо «плясать с бубном вокруг этих ужасных негодников в ущерб страдающим нормальным малюткам». Нет. Достаточно просто отказаться от прямолинейного осуждения ребёнка и родителя. А в идеале — постараться настроить взаимодействие так, чтобы не страдал никто и чтобы никто не оказывался козлом отпущения и неисправимым демоном.

Итак, как жить детям с нормальным поведением, ежедневно страдающим от поведения непростых одноклассников, и как быть их родителям?

1. Не осуждать и не обвинять заранее

(Дочитайте этот пункт, пожалуйста, до конца.)

Когда мы говорим, что ребёнок «плохо воспитан», мы упускаем из виду, что у всех детей и родителей разные стартовые площадки. Легко воспитывать ребёнка из профессорской семьи с баллами 9/10 по Апгар, ничем особенным не болеющего, окружённого заботой с малых лет. Трудно его испортить.

А ребёнок, который дал вашему в глаз, может быть, месяц назад был взят в детдоме, где жил всё детство. Или провёл первые два месяца на искусственной вентиляции лёгких, и родителям давали прогнозы вроде «никогда не встанет, не заговорит, не будет есть самостоятельно».

А может быть, его мама сама из детского дома, но не пьёт, не колется, зарабатывает честным трудом. Только вот о воспитании детей знает немножко меньше, чем люди с высшим образованием.

Конечно, глаз вашего ребёнка не станет болеть меньше, если вы предположите, что мальчик-агрессор — не злой демон, а его родители — вовсе не обязательно равнодушные и плохие воспитатели. Но это поможет не осуждать его (или её) и родителей с ходу. Сначала узнайте, как обстоят дела. Что приводит нас ко второму пункту.

2. Если возможно, наладьте контакт с родителем ребёнка

Когда «не такой» ребёнок учится в вашем классе, гораздо продуктивнее пытаться взаимодействовать с ним и с его родителем, чем шарахаться и оставлять их в полной изоляции. Поговорите с мамой или папой не с позиции «этот ваш, гад такой, мою кровиночку обижает, а вам плевать, горе-мамаша». Попробуйте понять, кто перед вами на самом деле. Возможны три варианта.

Первый вариант: этот родитель такой же трудный, как ребёнок. (Богатый дяденька, которому наплевать на своего высокомерного отпрыска. И папа, и сын считают, что все вокруг — грязь под ногами. Или мама-хабалка, вечно пьяная, ничего не слушает и первой начинает орать.) В этом случае смело переходите к пункту три.

Второй вариант: родитель признаёт, что у ребёнка проблемы, но беспомощен и не справляется с ними. В этом случае стоит вместе поразмыслить, можно ли как-то помочь ребёнку и семье. Возможно, мама искренне хочет получше воспитывать его и решать проблемы, но не понимает как. В этом случае можно:

  • Найти им хорошего психолога (они бывают и бесплатными или недорогими).
  • Дать прочесть что-то о тех проблемах, с которыми она столкнулась.
  • Посоветоваться: может быть, кто-то из родителей уже преодолел что-то подобное со своими детьми.
  • Рассказать, какие собрать документы, чтобы ребёнку дали тьютора (или даже оплатить часы работы помощника, скинувшись всем классом, — но это уже, конечно, торжество гуманизма).
  • Рассказать, как пройти ПМПК, развеять страхи по поводу коррекционной школы, если у кого-то есть этот опыт.

Иногда выясняется, что проблемы ещё глубже. Например, трудный ребёнок растёт в семье с пьющим отцом, который лупит и детей, и мать. В этом случае мы мало чем сможем помочь — разве что эмоционально поддержать человека и дать телефон кризисного центра.

Третий вариант: родитель хорошо понимает, в чём трудности ребёнка, и старается справиться с ними. Например, у ребёнка СДВГ, расстройство аутистического спектра или тревожное расстройство, а может быть, это приёмный ребенок, недавно (или даже давно) взятый в семью. С мамой он ведёт себя неплохо, а вот вне дома добиться нужного поведения удаётся не всегда.

В этом случае родителю нужно только одно: понимание окружающих. Оставлять ребёнка на семейном обучении или отправлять в коррекционную школу не всегда хороший выход.

В какой-то момент любой человек должен выходить в большой мир. Но чтобы выход состоялся, хорошо бы, чтобы этот мир был дружественным

Не «плясал вокруг ребёнка и во всём угождал ему», но демонстрировал некоторый уровень понимания его проблем.

Часто родители сами стремятся всячески облегчить другим людям общение с ребёнком. Одна моя знакомая написала небольшую памятку по взаимодействию с её дочкой: что может спровоцировать её трудное поведение, как себя вести с ней, чтобы этого не происходило. Правила несложные, но если соблюдать их, с ребёнком будет гораздо проще.

Возможно, у мамы трудного ребёнка, который мешает жить вашему классу, тоже есть лайфхаки, как избежать подводных камней в общении с её отпрыском. Пусть она расскажет о них учителю, а тот тактично, в нужной форме донесёт эти знания до ребят.

Например: «У Вити есть особенность — он не может сидеть за партой весь урок. Мы договорились, что он иногда будет тихо ходить сзади парт, чтобы не мешать другим учиться. Витя постарается не шуметь, а вы постарайтесь не отвлекаться на него и не дразнить». Или: «Петя может ударить, если вы его коснётесь. Он не любит, когда его трогают. Просто не делайте этого, и Петя не будет драться».

На этом месте недовольные родители опять могут спросить: «А какого чёрта мой нормальный ребёнок должен стараться ради какого-то психованного урода?!»

Мы готовы строить пандусы для колясок. Мы жертвуем деньги детям, больным раком. Мы не возражаем (надеюсь) против адаптации людей с синдромом Дауна. Почему же нам так трудно сделать небольшой шаг навстречу, когда человек ведёт себя не совсем так, как мы хотели бы? И почему вы думаете, что вашему ребёнку вредно учиться понимать других — даже тех, кто пока не научился вести себя в обществе?

3. Найдите способ общения с трудным одноклассником

Предположим, что мы имеем дело не только с трудным ребёнком, но и с трудным родителем. Он не хочет сотрудничать и не желает признавать, что проблема есть; ведёт себя грубо; хамит, отказывается от коммуникации. В этом случае вы вправе посоветоваться с учителем и понять, как вместе оградить своих детей от трудного одноклассника.

Но и здесь мы продолжаем помнить, что перед нами именно ребёнок, а не демон из преисподней.

Мы не наказываем и не воспитываем «малолетнего засранца», а только добиваемся безопасности для своих детей

Что можно сделать? В отличной книге Светланы Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины» приведено множество мер, позволяющих школе иметь дело с действительно трудными детьми и подростками. Меры эти идут по восходящей и направлены не на то, чтобы изолировать или изгнать «негодника», а на то, чтобы ввести учебный процесс и общение в мирное русло.

«Я посоветовалась с учителем, и мы решили, что придётся в течение пары недель оставлять Сашу на переменах в кабинете ОБЖ. Учитель, отставной полковник, с удовольствием научит Сашу мыть и скоблить парты, которые он изрисовал в прошлой четверти. А потом попробуем опять и вынесем предупреждение. Вдруг на этот раз ему удастся с собой справиться?»

Помогите учителю и школе защитить детей от ребёнка, на которого всем наплевать. Это важно не только для «обычных» детей, но и для самого трудного ученика: ему нужно почувствовать, что он не сильнее всех на свете и существует крепкая рука, которая может удержать его от пакостей. Но при этом никто его не стыдит и не изгоняет.

Самый трудный ребёнок — это ребёнок одинокий. И ему действительно безумно трудно с самим собой и с другими.

4. Придумайте правила для своего ребёнка

Теперь поговорим о том, «что делать моему нормальному ребёнку, который страдает от поведения мелкого гадёныша». Итак, вот что он может сделать, чтобы защитить себя.

1. Хорошо знать, на что способен его товарищ

Если в классе кто-то ворует, рюкзаки во время физкультуры лучше оставлять под присмотром вахтёра или где-то ещё. Об этом можно договориться со взрослыми. Если трудный одноклассник может вырвать из рук дорогую игрушку и уничтожить её, лучше не носить в школу ценные вещи и не играть с ними при этом ребёнке. Сюда же относится и уважение к чужим особенностям, потому что понятие нормы невероятно размыто.

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям. Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции. И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

Nastenka24:

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.

S (Мисс К):

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось …Теперь объектом для Васи стал мой сын. По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал. Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

Имбирная:

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную. Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

Елена Викторовна, педагог:

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс. А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел. Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

Пингвин, пользователь сайта conf.7ya.ru:

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категорией детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

Zweruschka, пользователь сайта umama.ru:

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

Анонимный пользователь сайта umama.ru:

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема.
Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.
Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет. Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru

Что делать, если в классе неадекватный ребенок

Нередко, на форумах посвящённых воспитанию детей, можно услышать истории о «ребенке, который всем мешает» и просьбы помочь советом.

Людмила, мама Даши

«У дочери в классе неадекватный мальчик, от поведения которого волосы на голове встают дыбом: срывает уроки, ругается матом, дерется, может проходить мимо и ударить одноклассника, выкидывает чужие вещи в окно. Перечислять «подвиги» можно до бесконечности. Такое поведение привело к тому, что другие мальчишки начали брать с него пример. В школе просто-напросто становится небезопасно. Не раз обращались к директору о переводе этого ребенка в специализированное учебное заведение, где ситуацию можно исправить. Ответ директора всегда один: без согласия родителей, о переводе в другую школу и речи быть не может. Куда обращаться и что делать – не знаю, терпение-то на исходе».

Беспокойство родителей в этой ситуации более чем понятно, ведь отправив ребенка в школу, хочется быть уверенным, что там с ним ничего не случится.

В связи с этим, крайне важно добиваться от школы и вышестоящих инстанций, действий при которых климат в классе будет благоприятным. Но давайте углубимся в причину такого поведения.

Кризис бывает не только у взрослых.

Первым делом, давайте уточним, сколько ребенку лет? Психологи выделяют 6 детских кризисных возрастов:

Кризис 3-х лет

Виолетта, мама 3-х летнего Максима

«Нет! Не пойду! Не хочу! Не буду! Самые частные слова, которые я слышу. От любви до ненависти к маме — один запрет. Садик для нас — тюрьма строгого режима, посидеть спокойно пять минут – невыполнимая миссия.

Отобрать игрушку, ударить, бегать без остановки, не реагировать на замечания, кричать и беситься – стандартная практика. Но вся эта анархия происходит только тогда, когда много людей вокруг, много зрителей. Наедине, Максим — спокойный малыш, готовый час играть в песочнице и слушать сказки. Сколько было перепробовано: спокойные просьбы, повышение голоса, шлепки по попе — ничего не помогает.

Сказать честно, я сама была такая, поэтому ждать, что от осинки родятся апельсинки, не стоит. Мой совет, как родителям таких детей как мой, так и тем родителям, чьи дети оказались с непоседливым ребенком в одной группе детского сада, это — запаситесь терпением. Как по мне, пусть лучше он роет головой землю, чем залипает в планшете, как зомби».

Один из самых сложных возрастных кризисов ­­считается кризис раннего детства, так называемый «Я сам». Именно в этом возрасте малыш формирует свое Я, здесь же он сталкивается с реальностью, что он становится не центром вселенной, поэтому всеми возможными способами хочет привлечь внимание. Главные правила для родителей, чтобы мягко и с пользой, пережить этот кризис:

  1. Выстраивать границы дозволенного. Закрывать глаза на безобразное поведение, чревато серьезными проблемами в будущем, от неумения адекватно вести себя в обществе до зависимости от чужого мнения;
  2. Не ругать ребенка по поводу и без. С точки зрения мамы и папы, наказание за проступок может выглядеть более чем адекватно, но не со стороны ребенка. Если спокойно не объяснить ему, что он сделал не так и что за это может быть, ребенок, задав себе вопрос: «Почему они на меня кричат?», выберет самый простой ответ «Они меня не любят» или «Со мной что-то не так». Вследствие чего может начать формироваться комплекс вины и заниженная самооценка;
  3. Давать возможность выбора. Как сказано выше, именно в это возрасте ребенок хочет делать все самостоятельно, быть взрослым. Возможность осознанного выбора и принятия последствий – характеризует взрослого человека;
  4. Проявите смекалку, дайте выбрать из того, что выгодно вам, фокус в этом возрасте все еще возможно изменить.

Те родители, которые халатно относились к чаду в этом возрасте, в итоге получают агрессивного и неуправляемого зверька.

Воспитывать тут нужно не только ребенка, но и родителей, мы уже рассказывали, как правильно это делать.

Кризис 7-ми лет

С первого по второй класс, агрессивное поведение психологи рассматривают как процесс адаптации, с изначально легко возбудимой психикой, а также начальными признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), к стрессовым условиям в школе.

Детям с гиперактивностью характерны следующие черты:

  • Крайне чуткий сон или вовсе бессонница, разговоры во сне;
  • Неусидчивость, плохая концентрация внимания;
  • Импульсивность, непредсказуемость (могут резко закричать, ударить, убежать, забрать и выкинуть чужую вещь);
  • Апатия к наказаниям и похвале;
  • Приступы агрессии;
  • Ранимость и впечатлительность.

В этот период с гиперактивными детьми должны заниматься классные руководители и их родители.

Оставлять в школе «удобных детей», путем исключения «неудобных» никто не будет.

Запаситесь терпением, а главное, любые вопросы и конфликтные ситуации решайте через администрацию школы и педагогов. Запрещено вступать в личные перепалки, угрожать и как-либо взаимодействовать с чужим ребенком самостоятельно. Заботясь о безопасности своего сына или дочки, не переступите черту, когда привлечение внимания к проблеме, перерастет в травлю чужого ребенка.

Если разговоры с родителями трудного подростка не приводят ни к чему хорошему, чтобы решить проблему цивилизованно, устройте родительское собрание, итогом которого должно стать коллективное письмо на имя классного руководителя и директора. Рассматривать такое письмо, скорее всего, будут на педсовете, в присутствии всех участников конфликта.

Записывайте все, что говорят на собрание. По результатам педсовета, ученика с девиантным поведением посоветуют показать школьному или частному психологу, невропатологу, а также пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Выбор последнего остается за родителями.

Чтобы особенности девиантного поведения не повлияли на взрослую жизнь малыша и не отравляли жизнь окружающим, родителям настоятельно рекомендуется прислушаться к советам администрации школы и обратиться к невропатологу, а также психологу. Те в свою очередь изучат поведение ребенка, поставят диагноз, а также дадут рекомендации, как грамотно его воспитывать и какие лекарства принимать, чтобы снизить риск негативного отношения к малышу со стороны окружающих.

При этом никакой агрессии и тем более рукоприкладства со стороны родителей быть не должно. Подобного рода раздражители послужат триггером для усиления приступа гипердинамики.

Важно понять, что ребенок не пытается делать назло, а просто не может вести себя иначе, ввиду своей природной специфики.

Классный руководитель и педагоги должны проявлять повышенное внимание к таким детям, а родители одногруппников или одноклассников — запастись терпением.

Подведём итог, что же делать, чтобы убрать из класса «плохого мальчика»

Если в вашем кругу знакомых нет министра образования или его заместителей, то перевести чужого ребёнка в другой класс или школу просто по желанию невозможно. Но вы можете повлиять на то, чтобы этим занялась администрация учебного заведения. Для этого нужно:

  • Пишите заявление о безобразном поведении на имя директора, завуча;
  • Если ребёнок бьёт, снимайте побои, прикладывайте их к заявлениям;
  • При возможности запишите на видео беспорядки, которые устраивает агрессор;
  • Чем больше родителей будут жаловаться на одного ученика, тем быстрее будут приняты меры;
  • Пишите инспектору по делам несовершеннолетних вашей области;
  • Пишите в министерство образования.

Но запомните, всё, что вы пишите, должно быть реальным действием, и подтверждено справками либо другими учениками и их родителями. В противном случае это будет выглядеть как личная неприязнь. Мы же рекомендуем более лояльный подход к решению проблемы.

  • Поговорите с учеником, без повышения голоса, попробуйте объяснить, что так делать нельзя;
  • Поговорите с родителями ученика на очередном собрании;
  • Попросите классного руководителя уделять особое внимание мальчику с агрессивным поведением.

Скорее всего, выходки хулигана это следствие неправильного воспитания и нехватки внимания, которое пройдёт со временем. Наберитесь терпения.

Как исключить ребенка из класса?

Приекреплённого файла не наблюдается. Закон в России один — Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 43 гласит: «…Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Туда и письменно обращайтесь со своими проблемами. Потом в суд согласно ГПК РФ, если закон Вам не поможет. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания таков: 1. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания определяет правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мер дисциплинарного взыскания. 2. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся: по образовательным программам дошкольного и начального общего образования; с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)1. 3. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. 4. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. К обучающимся специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа применяются меры взыскания, установленные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 6. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность. 7. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. 8. До применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания. 9. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме. 10. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке. 11. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении обучающихся — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 12. Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования. 13. Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом. 14. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. 15. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. 16. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 17. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. А здесь скачаете примерные правила, где увидите и дополнительные виды дисциплинарных взысканий (http://school9.sakh.com/raspor.doc).

Дети с психической патологией в обычной школе.

Дети с психической патологией в обычной школе.

Рекомендации школьным психологам и социальным педагогам

Два месяца назад ко мне на прием привели Сережу 8 лет. Мальчик наотрез отказывался идти в школу. Причина отказа – конфликт в классе и плохое поведение одноклассника Дениса. Через неделю пришла девочка Роза с такой же проблемой. В процессе работы в беседе выяснилось, что Денис – особенный ребенок и все объясняют своим детям, что к нему нужно относиться с пониманием.

Все знают, что если Денис кричит на уроке на это не нужно обращать внимание, если Денис замахнулся или ударил, то на это не нужно отвечать потому, что он особенный. Недавно Денис помочился на одноклассника в коридоре и ругался матом в адрес учителя.
В коридоре нужно встать подальше от Дениса, иначе он толкнет или ударит. Он может вставать во время урока, ходить по классу, кричать, кидать в детей карандашами. После уроков Елена Павловна остается после занятий и занимается с Денисом дополнительно, потому что он ничего не пишет на уроке и не запоминает.

Большую часть урока учительница тратит силы и время на Дениса, а остальные дети получают «что успели». Квалифицированный педагог с большим стажем затрачивает на обучение этого ребёнка невероятные усилия и тратит на уговоры большую часть урока.

Мальчик не реагирует на замечания и не меняет своего поведения, беседы просто бесполезны, а часто имеют обратный эффект. Денис старается привлечь к себе внимание любой ценой, ведет себя вызывающе, к своим поступкам не критичен. На уроке он кричит и ползает на четвереньках по полу. Педагоги переживают не только за безопасность учеников в классе, но и за жизнь самого Дениса так его поведение непредсказуемо и опасно даже для него самого.

Мальчик может убежать из класса, бродить по коридорам, заглядывать в учебные классы во время урока, гримасничать и даже самовольно уйти с территории школы. Одноклассники не любят Дениса, отвергают его, не хотят общаться. У Сережи он отнял пинал и высыпал содержимое в лужу, Розе поджог зажигалкой косичку. Дети посильнее могут дать отпор в жесткой форме, тогда Денис падает на пол кричит и долго не может успокоиться.

Классный руководитель уговаривает маму Дениса обратиться к врачу. Мама уходит в полную «несознанку» и не считает ребенка больным, не видит никаких проблем в его поведении, — «…все в детстве балуются, что тут такого, это же дети, я тоже такая была и ничего, выросла нормальной…».

Школа по нормам законодательства не может отказать в обучении этого ребёнка. Без согласия родителей школа не может направить учащегося на обследование. Работа школьного психолога с детьми должна проводиться с письменного разрешения родителей. Иногда родители, согласившись на посещение ребёнком психолого-медико-педагогической комиссии, получив на руки рекомендации, которые их не устраивают (например, обучение по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития или для детей с умственной отсталостью, наблюдение у невролога, психиатра), в школу их не приносят.

Безусловно, ответственные родители, в первую очередь, будут исходить из интересов своего ребенка и стараться выполнить рекомендации. Проблема в том, что у нас много родителей, которые сами нуждаются в «психологической помощи» или которые «сарафанную» информацию и свои домыслы, ставят выше мнения специалистов.

Между тем, не так давно, старший научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Михаил Иванов, выступая на заседании Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном по правам ребенка, отметил: «За последние 5 лет отмечается небывалый рост психических расстройств: эндогенных психозов из группы аутизма. При таком стечении обстоятельств прогнозируем, что к 2020 году детская психическая заболеваемость увеличится на 20%». Эксперт пояснил, что чаще всего нестандартное состояние ребенка определяется как обычная задержка развития, невоспитанность, избалованность. Потому диагностика и лечение психических заболеваний часто своевременно не производится.
Это новый вызов эпохи, на который система образования должна своевременно среагировать.

Но при существующем положении дел проблема выглядит трудноразрешимой.
Так опытный педагог и школьный класс становятся заложниками одного ребёнка и его родителей, не желающих принимать меры в отношении поведения своего чада. Само собой, сам ребенок тоже мучается, так как дети его отвергают, смеются, не хотят общаться, а старшие даже могут пнуть. К сожалению, число «трудных» детей растёт год от года, что ведёт к резкому увеличению связанных с этим школьных конфликтов.

Родители жалуются на педагогов, которые недостаточно уделяют внимание ученикам, настаивают на исключении из школы нарушителей. Родители нарушителей дисциплины жалуются в вышестоящие инстанции на руководство школы по поводу нарушения их прав на образование. Педагогический состав становится точкой приложения сил, при этом ничего не может сделать, а психологи чтобы выжить в должности должны нарушить закон.

В новом законе об образовании много внимания посвящено инклюзии. На бумаге все выглядит замечательно: небольшое количество детей в группе, воспитатель-наставник для каждого особенного ребенка, педагоги – дефектологи и другие узкие специалисты. Но реальность выглядит по другому и денег на все эти нововведения не достаточно. И еще огромная недоработка! По закону получается, например, что ребенок с любой степенью умственной отсталости имеет право посещать обычную школу. Вопрос, тогда зачем ПМПК если решения комиссии не учитываются?

Больной ребенок должен сидеть в общем классе? Тогда учительница должна в одной учебной группе рассказывать один и тот же материал в нескольких формах и видах одновременно. Если в школе всех детей с психическими расстройствами собрать в отдельный коррекционный класс с коррекционной программой, то в чем тогда смысл инклюзии?

В большинстве образовательных учреждений инклюзия реализуется только на бумаге. Особенный ребенок принимается в класс, где учится тридцать и более человек, а иногда до пятидесяти, где учитель остается с этой проблемой один на один без поддержки, а коррекционных педагогов нет, и деньги на их переподготовку не выделяются. В образовательном учреждении из профильных специалистов есть только педагог-психолог, который обслуживает 500 человек и не имеет знаний клинического психолога.

Родители считают, раз в законе об образовании написано, значит, приведу в обычную школу, чтобы ребенок «тянулся за умными», а не «деградировал с больными». .

К тому же, как им кажется, они имеют право не предоставлять рекомендации ПМПК, не оглашать диагноз.

Рекомендации ПМПК носят рекомендательный характер: не хотят родители отдавать ребенка в коррекционную школу, как рекомендует комиссия, имеют право отвести в обычную школу и потребовать педагога — дефектолога. Не хотят лечить – не лечат, но тут не все так просто и на этот вопрос мы ответим немного позднее.

Теряется драгоценное время и возможности для коррекционной работы и компенсации остается все меньше.

Хорошо, если родители адекватно воспринимают информацию, выбирают виды помощи, выполняют рекомендации и назначения специалистов, занимаются дополнительно дома, которые правильно оценивают ситуацию, понимают свою ответственность и важность своевременного лечения, находят оптимальные условия для развития своего ребенка. В таких семьях дети хорошо выравниваются, социально адаптируются и часто приходят к прекрасным результатам.

Но нужно понимать, что психология и педагогика не всесильны. В случае выявления стойкого патологичексого поведения и устойчивости к коррекции необходима помощь уже не психолога, а психиатра. Огромный арсенал психологических средств может оказаться беспомощным перед патологическим процессом.

Если не принимать необходимых мер, то по мере взросления такого ребенка и вхождения в пубертатный кризис проблемы увеличиваются в разы.

Если подросток с ожесточением бьет одноклассника или забивает палкой собаку — подобное поведение относится к психопатической реакции. Во время убийства он не всегда полностью осознает что делает, не может критически отнестись к своему поведению, не чувствует страданий жертвы. Как выявить патологическую картину личности и что делать психологам и педагогам?

В данном случае необходимо проведение развернутого экспериментально — психологического исследования личности ребенка или подростка. Может ли школьный психолог провести данное исследование? ДА, может!

Дело в том, что план педагога – психолога образовательного учреждения включает в себя диагностику, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и это стандартная диагностика, которая является частью образовательного процесса. В рамках данной деятельности предусмотрена работа с родителями, диагностика адаптации к образовательному процессу, изучение психологического климата в учебном коллективе, склонности, способности, интересы итд.

Но даже на этом этапе психолог выявит признаки дезадаптации и отклоняющиеся поведенческие черты.

Подробная характеристика от классного руководителя – это половина описания психического статуса ребенка.

Элементарная диагностика структуры класса «Социометрия», проведенная в анонимном режиме выявит формальных и неформальных лидеров, отвергаемых детей негативные группировки.

Так же, не нужно забывать о том, что в образовательном процессе так же предусмотрен комплекс мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних и коррекционная работа с детьми, состоящими на внутришкольном учете. Данный комплекс мер включает в себя, ведение карты индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося ребенка, проведение коррекционных занятий, в том числе и дополнительную, более подробную, диагностику ребенка.

Алгоритм действий для психологов и социальных педагогов.

  1. На первом этапе формируется индивидуальная карта ребенка, которая ведется в каждой школе, в которую вносятся все данные на ребенка, полученные в течении учебного года. В том числе и характеристика от классного руководителя, замечания педагогов, сведения об успеваемости и социализации ребенка, краткие сведения о здоровье.

В случае патологического формирования личности первые отклонения от нормы будут выявляться уже на этом этапе. По результатам полученных данных психолог назначит коррекционные занятия, доведет полученную информацию до сведения родителей, предоставит необходимые рекомендации для педагогов по сопровождению образовательного процесса. Так же школьный психолог и социальный педагог проведут стандартную работу с родителями, составят акт жилищно-бытовых условий и социальный паспорт семьи.

  • На следующем этапе необходимо применить весть спектр межведомственного взаимодействия. Так например, при выявлении тяжелых социально-бытовых условий и низкого уровня дохода семьи данные о семье передаются в Комплексные Центры социального обслуживания населения отделение психолого-педагогической помощи семье и детям. При постановке на учет в статусе малообеспеченной семьи организация оказывает комплексную поддержку, а так же осуществляет дополнительную социально педагогическую помощь.
  • В случае выявления опасного положения для жизни ребенка информация отправляется в органы опеки и попечительства. Подробно вся работа описана в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и комментариях к закону.

Все этапы работы фиксируются в текущей документации и индивидуальной карте ребенка, отслеживается мониторинг поведения ребенка.

В случае, если работа проделана правильно и в полном объеме, а ребенок, тем не менее, выявляет антисоциальные черты и его показатели ухудшаются, то можно говорить о патологическом процессе, делинквентном поведении и устойчивости к психолого — педагогическому воздействию, по сути, о «трудном ребенке». В этом случае, антисоциальное поведение становится более выраженным, тяжесть и частота совершенных противоправных поступков усиливается.

На данном этапе формируется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося. На этом этапе проводится подробная психологическая диагностика с изучением эмоционально – волевой и когнитивной сферы учащегося. Данный вид диагностики не входит в общий рабочий план педагога психолога и осуществляется дополнительно, рамках индивидуальной работы с учащимся любого возраста, если в этом есть необходимость. С родителями проводится беседа с разъяснением причин и необходимости проведения дополнительной психологической диагностики. Психолог не спрашивает разрешение, а ставит в известность.

4. Далее назначается школьный Психолого – Медико — Педагогический Консилиум, на который представляется следующая информация:

— полный анамнез ребенка, сведения о семье и социально — бытовых условиях.

— раннее развитие и социальная адаптация ребенка;

— сведения об успеваемости с приложением проверочных и текущих работ учащегося (тетради);

— развернутая характеристика от классного руководителя;

— полные сведения о совершении противоправных поступков и нарушениях дисциплины и т.д.

— подробные сведения о всей проделанной профилактической, коррекционной, воспитательной работе в отношении ребенка (классным руководителем, психологом, соц. педагогом, старшим воспитателем и т.д.;

— заключение психолога по результатам подробного экспериментально-психологического исследования учащегося с изучением эмоционально-волевой и когнитивной сферы.

В случае выявления признаков (симптомов) психопатологии ребенок направляется к профильному специалисту (психиатру, неврологу) в медицинское учреждение для медицинского обследования и лечения.

В случае отказа родителей от своевременного обследования и лечения несовершеннолетнего ребенка семья направляется на КДН и в отношении родителей применяются меры, соответствующие законодательству РФ (неисполнение родительских обязанностей.) На усмотрение Комиссии в отношении родителей налагается штраф или применяются другие меры воздействия, вплоть до лишения родительских прав. В итоге родителей в принудительном порядке обяжут обратиться к врачу, а ситуацию возьмут под личный контроль члены комиссии, так как от этого зависит состояние здоровья ребенка, а иногда и жизнь.

  • После полученного обследования, в случае необходимости ребенок получает необходимое медицинское лечение (стационарно или амбулаторно), сопровождение и реабилитацию.
  • По итогам проведенного лечения ребенок приступает к занятиям. Психолог школы ведет мониторинг состояния ребенка и фиксирует данные в индивидуальной учетной карте ребенка. В случае повторного обострения состояния ребенок повторно направляется в медицинское учреждение, весь алгоритм уже описан выше.
  • В случае частых обострений психической патологии, регулярных пропусков занятий, а так же в случае беспрерывного течения с нарастающим дефектом личности и опасном поведении ставится вопрос о выборе альтернативного вида обучения. На данном этапе родители уже не выражают протест так сами устали от осложнившейся ситуации, штрафов и поняли, что ребенку необходимо комплексное лечение и постоянный контроль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *