Наблюдение в природе зимой

Содержание

Окружающий мир. Научный дневник 2 класс

Инструкция по заполнению научного дневника для 2 класса.

Научный дневник по окружающему миру для 2 класса рассчитан на год. Наблюдения за погодными условиями проводятся круглый год, с осени до конца лета. Каждый месяц требуется по одной неделе уделить заполнению дневника. Последовательное заполнение страниц дневника не потребует много времени. Как правильно это сделать расскажет данная инструкция.

Внимание!

Все данные в дневник вносятся самостоятельно. Приведенные в дневнике данные о температуре, погодных условиях, даты погодных явлений, являются примерными, и зависят от региона наблюдения и года.

Наблюдения за погодой

Задание 1.

Для обозначения различных явлений погоды потребуются условные знаки. Рассмотри их и научись правильно рисовать.

Выполнение:

Перерисовываем условные обозначения различных явлений природы в пустые графы.

Задание 2.

Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. Каждый месяц веди наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заноси в таблицы, пользуясь условными знаками.

Выполнение:

Каждый месяц выбирается неделя для наблюдения за погодными условиями. Лучше выбирать неделю в середине месяца.

Каждый день на выбранной неделе в журнал наблюдений заносятся следующие данные: дата, дневная температура (максимальная), погодные условия.

Погодные условия обозначаются с помощью условных знаков.

Обратим внимание, что осенью часто возможны дожди, а к концу ноября даже снег. В сентябре возможны туманы.

Зимой дожди большая редкость, но часто случаются снегопады и метели.

Весной дождей обычно не много, большая часть дней ясные. Но в мае начинаются первые грозы, если температура воздуха становится достаточно высокой.

Летом, особенно в июле, гроз будет много больше. В это время стоит сильная жара, и сильные испарения приводят к выпадению ливневых осадков. В конце августа начинаются туманы.

Задание 3.

Сравни записи, которые были сделаны в разные времена года. Как изменялась погода?

Выполнение:

Для осени характерны частые дожди, температура постепенно понижается, к концу осени может установиться снежный покров.

Для зимы характерны ясные и морозные дни, частые метели и снегопады, кратковременные оттепели.

Для весны характерна ясная погода с минимумом осадков. Температура постепенно повышается, снег уже не идет. Зато в мае возможны грозы, частые и обильные росы.

Для лета характерная устойчивая и жаркая погода, частые грозы, в августе моросящие дожди и туманы. Температура достигает своего максимума в конце июня – начале июля, а к концу августа понижается.

Ветер случается во время изменения погодных условий, например ясная погода, сменяется облачной, жара сменяется прохладой, мороз сменяется оттепелью.

Наблюдения в природе осенью

Задание 1.

Понаблюдай и запиши (число, месяц), когда были первые заморозки.

Выполнение:

В зависимости от региона первые заморозки могут начаться в конце сентября или в октябре. При заморозках ночная температура опускается ниже нуля градусов. Запишем число, когда ночная температура впервые опустилась ниже нуля.

Задание 2.

Запиши, когда лужи впервые покрылись льдом.

Выполнение:

Чем ниже становится ночная температура, тем сильнее заморозки. И постепенно лужи по утрам начинают покрываться льдом. Чаще всего, это случается в начале октября. Запишем число, когда мы впервые наблюдали лед на лужах.

Задание 3.

Запиши, когда выпал первый снег.

Выполнение:

Первый снег может выпасть и в конце сентября, но чаще всего это случается в октябре. Первый снежный покров не держится долго и тает в течение дня. Запишем дату, когда впервые на землю падал снег.
Задание 4.

Отметь, когда покрылись льдом река, озеро, пруд.

Выполнение:

Возле каждого населенного пункта есть какой-либо водоем. Осенью, когда температура устойчиво опускается ниже нуля градусов, эти водоемы начинают покрываться льдом. Лед образуется у берегов и постепенно покрывает всю поверхность водоема. Водоемы со стоячей водой замерзают раньше, с проточной – позже. Обычно это ноябрь месяц. Запишем дату, когда водоем полностью покрылся льдом.

Задание 5.

Запиши, в каком месяце закончился листопад.

Выполнение:

Каждое дерево сбрасывает листву в разное время, какие-то деревья раньше, какие-то чуть позже. Наша задача заметить эти различия в сроках листопада у разных видов деревьев.

у берёз — у березы листопад начинается в сентябре, но окончательно березы сбрасывают листья уже в октябре.

у лип — у липы сроки листопада такие же, как у березы

у других деревьев — листопад у дуба начинается чуть позже, но тоже заканчивается к концу октября. Также, в октябре заканчивается листопад у яблони, клена, черемухи и других деревьев.

Задание 6.

Запиши, когда появились стаи перелётных птиц.

Выполнение:

Некоторые виды птиц в северных регионах страны, начинают улетать на юг уже в августе, но на большей части России стаи перелетных птиц можно увидеть в сентябре.
Задание 7.

Другие наблюдения:

В графе другие наблюдения запишем, что еще любопытного мы наблюдали в природе осенью. Какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Например: дни становятся короче, а солнце низко поднимается над горизонтом. Часто происходят заморозки, туманы. Звери готовятся к зиме и делают запасы. До середины октября в лесах можно собирать грибы.

Наблюдения в природе зимой

Задание 1.

Понаблюдай и запиши, когда выпавший снег не растаял (установился постоянный снеговой покров).

Выполнение:

Устойчивый снежный покров в большинстве регионов устанавливается в ноябре. Запишем дату, после которой снег уже не тает.

Задание 2.

Учись распознавать зимой деревья. Запиши, какие деревья тебе удалось определить.

Выполнение:

Зимой деревья лишаются своей главной отличительной черты – листьев. Исключение составляют хвойные деревья, узнать которые легко и зимой по форме иголок и кроны. Это могут быть ели, сосны, кедры, пихты.

Лиственные деревья можно узнать по форме веток, цвету ствола, не осыпавшимся ягодам и плодам.

Легко узнать березу по цвету коры, по тому же признаку легко узнать осину и липу. Рябину можно узнать по гроздям рябин, которые висят на ветках, почти всю зиму.

Задание 3.

Понаблюдай и запиши, какие птицы прилетают к кормушке.

Выполнение:

Зимой птицам становится очень тяжело добывать себе корм, и люди стараются облегчить птицам жизнь, устраивая специальные кормушки. В городах к таким кормушкам часто прилетают воробьи, синицы, снегири. В деревнях, возле парков, к кормушкам прилетают поползень, дятел, сойка.

Задание 4.

Нарисуй и подпиши следы птиц и зверей, которые тебе удалось увидеть на снегу.

Выполнение:

Зимой на снегу можно увидеть следы самых разных зверей и птиц. Узнать их не так просто, но если потренироваться и вооружиться книгой-определителем, то можно отличить одни следы от других.

Легко узнать следы зайца, лисы, волка, реже можно встретить зимой следы медведя, который обычно рано ложиться спать. Также легко отличить следы копытных зверей – оленя, кабанов, лося. Сложнее отличить одни птичьи следы от других.

При затруднении в определении принадлежности следов, можно попросить помощи у взрослых или учителя.

Задание 5.

Другие наблюдения.

Выполнения:

Так же, как и для осени, отмечаем здесь те наблюдения об изменения в живой и неживой природе, которые происходят зимой.

Например: очень короткие дни, сильные морозы, редкие оттепели. Глубина снежного покрова.

Задание 6.

Сравни свои записи с теми, которые были сделаны осенью. Что изменилось в природе?

Выполнение:

Зимой природа засыпает. Лишь немногие животные и птицы ведут активный образ жизни. Реки и озера покрываются слоем льда, поля и леса – снегом. Температура опускается ниже нуля градусов, часто идет снег, бывают метели.

Наблюдения в природе весной

Задание 1.

Понаблюдай и запиши, когда появились:

Выполнение:

Первые проталины появляются в марте, когда солнце начинает ощутимо пригревать. Они возникают вокруг стволов деревьев, ведь более темная кора быстрее нагревается и топит лежащий вокруг ствола снег. Запишем дату наблюдения первой проталины.

Первые ручьи появляются, когда температура устойчиво уходит в плюс. Снег интенсивно тает и не успевает впитываться в землю, которая остается промерзшей. По поверхности земли бегут веселые ручейки. Обычно это происходит во второй половине марта

Задание 2.

Понаблюдай и запиши:

Выполнение:

Когда начался ледоход на реке. Ледоход на реках России начинается чаще всего в апреле. Запишем дату, когда на реке появились плывущие льдины.

Когда водоёмы полностью очистились ото льда. Однако полное очищение водоемов ото льда происходит ближе к концу апреля. При этом стоячие водоемы очищаются ото льда позже рек. Даже в мае на прудах и озерах может наблюдаться лед.

Было ли в этом году половодье. Для всех рек России характерно весеннее половодье, поэтому на этот вопрос всегда пишем “Было”.

Задание 3.

Запиши дату первой грозы.

Выполнение:

Первые весенние грозы можно наблюдать в начале мая. Явление это не частое, но и не редкое. Запишем дату первой грозы.

Задание 4.

Понаблюдай и запиши, когда зацвели.

Выполнение:

Мать-и-мачеха. Это растение является первоцветом, и оно зацветает одним из первых. Часто мать-и-мачеха цветет уже в конце марта, но чаще это апрель.

Ива. Ива также цветет очень рано, обычно в середине апреля.

Одуванчик. Это растение также начинает цвести довольно рано, когда лужайки очищаются от снега. В большинстве регионов цветение одуванчика начинается в конце апреля, начале мая.

Яблоня. Цветение яблони происходит каждый в год в разное время. Оно не привязано к конкретной дате, ведь для его начала температура воздуха должна быть на уровне 16-18 градусов несколько дней подряд. Начало цветения яблони может прийтись на конец апреля, начало мая или даже его середину.

Ландыш. Цветение ландыша может начаться в конце апреля, но чаще это случается уже в мае, и продолжается больше месяца.
Задание 5.

Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья.

Выполнение:

Орешника. Листья орешника начинают распускаться в середине апреля, но в северных регионах они появляются только в мае.

Берёзы. Это дерево также распускает листья в конце апреля – начале мая. Запишем в дневник дату появления первых листочков у березы за окном.

Яблони. Листья яблонь, в зависимости от региона, могут распуститься в конце апреля или начале мая.

Дуба. Некоторые виды дубов распускают листья довольно рано, в середине апреля, но другие, так называемый дуб зимний, распускает листья только в начале – середине мая.

Задание 6.

Отметь, когда впервые в этом году тебе удалось увидеть.

Выполнение:

Бабочку. Первые бабочки появляются весной очень рано, лишь только солнышко начинает ощутимо прогревать воздух. Эти бабочки зимуют на чердаках, в дуплах деревьев и других укромных местах, и вылетают, только почувствовав тепло. Обычно первых бабочек можно наблюдать уже в марте. Это крапивницы, павлиний глаз, лимонницы.

Скворца. Скворцы – одни из первых весенних птиц в наших краях. Уже в конце марта они прилетают на Родину и занимают свои старые скворечники.

Ласточку. Ласточки более теплолюбивые птицы и поэтому прилетают они уже в конце апреля-начале мая, когда на улице становится действительно тепло.

Задание 7.

Выполнение:

Запишем те наблюдения изменений в живой и неживой природе, которые нам удалось наблюдать.

Например: солнечный день увеличивается, день начинает превышать по продолжительности ночь, солнце все выше поднимается над горизонтом. Просыпаются звери, которые впадали в зимнюю спячку – медведи, ежи, барсуки, сурки.

Задание 8.

Сравни свои записи с теми, которые были сделаны зимой. Что изменилось в природе?

Выполнение:

Весной становится тепло и природа просыпается. Тает снег, реки вскрываются ото льда. Возвращаются с юга птицы, деревья распускают листья, цветут цветы. Появляются насекомые.

Наблюдения в природе летом

Задание 1.

Учись распознавать цветущие травянистые растения. Запиши, какие растения тебе удалось определить.

Выполнение:

Летом цветут почти все травянистые растения, их очень много. Достаточно определить несколько из них.

Например, легко определить по цветкам одуванчик или ромашку. Легко узнать цветущий колокольчик или стрелки фиолетовых цветов иван-чая, очень просто узнать розовые шарики клевера или голубые звездочки василька.

Запишем несколько названий цветущих растений.

Задание 2.

Понаблюдай, когда началось и когда закончилось цветение липы. Запиши примерные даты.

Выполнение:

Липа – почти единственное дерево, которое начинает цвести в средине лета. Начало ее цветения приходится на вторую половину июня, а окончание цветения на первую половину июля.

Задание 3.

Нарисуй грибы и ягоды, которые тебе довелось собирать летом.

Выполнение:

Летом наблюдается настоящее изобилие грибов и ягод. Выполняя это задание нужно нарисовать несколько видов грибов и ягод, которые вам удалось собрать.

Из грибов это могут быть белые грибы-боровики, подберезовики, сыроежки, рыжики, маслята, лисички.

Из ягод это могут быть земляника, смородина, кислица, малина, морошка.

Задание 4.

Запиши, каких животных тебе удалось увидеть летом.

Выполнение:

Насекомых. Насекомых летом очень много и не заметить их очень трудно. Это надоедливые мухи и комары, красивые бабочки и стрекозы, грозные жуки и пчелы, работящие муравьи.

Птиц. Птиц летом тоже значительно больше, чем зимой. Можно легко увидеть даже в городской чете таких представителей пернатых как кукушку, дятла, славку, коршуна, грача, соловья, иволгу, дрозда.

Зверей. Даже в городских парках летом кипит жизнь, и любой человек может увидеть в естественных условиях белок, бурундуков, ежей, даже лисиц.

Других животных. Здесь можно назвать представителей других видов животных, которых вам повезло наблюдать. Например: ящериц, змей, лягушек и жаб, тритонов, улиток, может быть ракушек и медуз, рыб.
Задание 5.

Сравни свои записи с теми, которые были сделаны весной. Что изменилось в природе?

Выполнение:

Летом становится очень жарко, повсюду кипит разнообразная жизнь. Животные выводят детенышей, птицы учат летать птенцов, растения цветут и плодоносят.

Летом часто случаются грозы и сильные проливные ливни, иногда возможен град.

Охрана природы

Задание 1.

Запиши, в какой работе по охране природы тебе удалось принять участие.

Выполнение:

Осенью. Обычной работой по охране природы, в которой удается поучаствовать школьнику младших классов, оказывается сбор мусора на пришкольном участке, возле своего дома или даже на брегах рек, в скверах и парках. Именно этот вид работы мы и запишем для осени, весны и лета.

Зимой. Зимой школьник может принять участие в изготовлении кормушек, то есть в оказании помощи зимующим птицам. Это тоже очень важное дело, относящиеся к охране природы.

Весной. Сбор мусора

Летом. Сбор мусора

Задание 2.

Какая работа, на твой взгляд, была особенно полезной для природы? Запиши.

Выполнение.

Оценим свою работу по очистке территории от мусора.

Несмотря на свою кажущуюся простоту, это очень важное дело. Ведь накопление мусора является одной из глобальных экологических проблем человечества. Ее решением занимаются правительства разных стран и международные экологические организации. И каждый человек может и должен принять посильное участие в решении этой проблемы.

Эта работа и является наиболее важной и полезной для природы.

Наблюдения с детьми в природе зимой материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

С наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в теплые края. О пользе наблюдений. Наблюдения за природой вместе с малышом считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Именно наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И как здорово в выходные отправиться в лес или в парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные превращения, которые подарила природе зимушка — зима. Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность — пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны. Главное — желание найти истину.
Приметы зимы. Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у карапуза уже есть жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Зимой холодно. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?) Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает.

Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям.
Расскажите крохе, что зимой дни становятся короче, а ночи — длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках.
В гости к деревьям. Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев.

Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.
Рассмотрите вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие «спящие» ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнутся листья. Чтобы ускорить процесс, устройте растениям «ванну» — положите их в теплую воду (30-35 градусов) и оставьте на 6-12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам с малышом настоящее чудо.
Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки — это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже и просыпаются раньше.
Наверное, ваш ребенок умеет различать некоторые деревья. Обратите внимание ребенка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где-нибудь на ветках засохшие листочки. Березу сразу можно отличить по коре, иву — по свисающим до земли веткам, тополя — по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать зимой. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говорят, что большой урожай рябины — к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина — настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезет, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально «сметают» рябиновые грозди в считанные минуты.
А что бы еще лучше запомнить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: «Раз, два, три, к березе беги!» А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему

поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет кроха…

Лесные кладовые. К зиме готовятся не только люди и деревья. Животные и птицы тоже ждут холодов и делают на зиму запасы. Пусть малыш подумает, кто же из лесных жителей осенью запасает для себя еду. Конечно, это белка. Кладовых у нее множество. Она собирает орехи, желуди, прячет их в дупла, под корни деревьев и в мох. Но и грибы сушит, как запасливая хозяйка. Найдет гриб, затащит на дерево и прикрепит в развилке веток. Зимой белка много спит в теплом дупле. А в солнечные деньки спускается с дерева, чтобы отыскать свои запасы.
Летом серый, а зимой? Наверняка ребенок знаком с загадкой про зайчика и знает, что на зиму он меняет свою серую шубку на белую. А сможет ли он ответить, почему так происходит? Верно, чтобы стать незаметным на белом снегу. Вот как рассказывал об этом заяц-беляк в сказке В. Бианки «Синичкин календарь»: «Пурга все следы замела и меня занесла — вот волки рядом пробежали, а меня не нашли». Но снег не всегда помогает зайке прятаться. Бывает, что и мешает. На рыхлом снегу остаются четкие заячьи следы, по ним лиса его в два счета найдет. Да и бегать по такому снегу тяжело. А вот плотный снег — другое дело. И бегать легко, и никаких следов.
Расскажите ребенку, что не только зайчик обновляет на зиму «гардероб». Многие животные и птицы тоже надевают зимние шубки. У лисиц и белок шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.
Зимние сони. Ну, а кто самый известный зимний соня? Конечно, медведь. Поздней осенью забирается он в берлогу и там дремлет до весны. Все это время медведь ничего не ест. Он нагуливает («наедает») жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще, и выкормить новорожденных медвежат.
Но не только медведи зимой впадают в спячку. Предложите ребенку вспомнить лесных жителей и подумать, кто из них тоже отправляется спать в зимние квартиры. Это ежи, еноты, барсуки, летучие мыши. Ежик с осени готовит себе зимнюю нору, выстилает ее травой, сухими листьями и мхом. А потом спит там до весны, удобно свернувшись клубочком. Еноты и барсуки тоже зимуют в норах, а летучие мыши — в дуплах деревьев, в пещерах или на чердаках.
Предложите малышу подумать, почему многие животные зимой спят. Во-первых, они боятся зимних морозов — не каждый зверек может в теплую шубку переодеться, а в берлогах и подземных норках им тепло и уютно. Ежик любит полакомиться насекомыми, а зимой их не достать. Мишка, питается, в основном, растениями и ягодами. А какие зимой растения? И если зимой нельзя добыть себе корм, лучше переждать трудные времена в состоянии спячки. А волки, лисы, зайцы и зимой себе пропитание отыщут. Вот и бегают всю зиму по лесу. Пусть ребенок подумает, чем питаются эти животные зимой.
Лесная прогулка. Конечно, интереснее всего искать приметы зимы в настоящем лесу. Кажется, что жизнь здесь замерла. Куда же подевались все летающие, бегающие, прыгающие насекомые, которых летом здесь было великое множество? Пусть ребенок сам попробует ответить на этот вопрос. А потом предложите ему отыскать заснувших на

зиму насекомых. Если вы заметите старый трухлявый пень, отверните кусок его коры. Кого только не встретишь там: всевозможные жуки, гусеницы, бабочки, мухи. Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Если взять одно насекомое, посадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелится. Так и весной: пригреет солнышко — и все бабочки и мошки выползут из своих зимних убежищ.
Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке — невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и — о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег — это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.
Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше эта прослойка. Но рыбам все равно хватает.
Не забудьте дома почитать с малышом книжки, подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В. Бианки. Это «Синичкин календарь», «Где раки зимуют», «Заяц, косач, медведь и Дед мороз», «По следам» и др.

Календарь наблюдений. Это увлекательнейшее занятие, и к тому же полезное. С его помощью кроха сможет закрепить все те знания, которые он получил во время ваших замечательных прогулок.
Сделать такой календарь не сложно. Возьмите большой лист бумаги, расчертите на квадратики по количеству дней в месяце. Квадратики должны быть довольно большие. Сверху крупно пишем название месяца. Если удастся найти в старых книгах и журналах картинки, подходящие данному времени года, пусть ребенок их вырежет и наклеит на полях календаря. Теперь каждый день будем подписывать очередной квадратик: число и день недели, а помимо этого, изображать в клеточке то, что посчитаете нужным. Можно наблюдать за погодой и рисовать в клеточке определенный символ: солнышко, облачко, снежинку и т.д. Можно учиться определять температуру по градуснику. Можно рисовать все, что увидели на прогулке: синичку, ворону, рябину, собаку определенной породы, следы на снегу и т.п. А можно заранее отмечать знаменательные события (день рождения, поход в цирк, театр и т.п.), а потом считать, сколько дней до них осталось.
Интересных и познавательных вам прогулок и занятий!

СЕМЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О МОРОЗНОЙ ПОГОДЕ

1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. А обувь такая, в которой большой палец может легко двигаться внутри.

3. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно об этом сообщит.Жировая прослойка под кожей ребенка очень мала, система терморегуляции сформировалась не до конца. Ребенок может не сразу заметить свои ощущения. И не возите ребенка долго в коляске или санках. Ведь он не движется – он отдан в объятия мороза.

4. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Опасные спутники зимнего воздуха – высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.

5. Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его.

Например, если прижать замерзшие пальчики ребенка к батарее или подставить их под струю горячей воды – беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлажденном участке тела, или, хуже того, нарушение работы сердца. Просто переоденьте ребенка в теплое, сухое белье, укройте одеялом, сделайте ему негорячую ванну – пусть поплавает.

6. Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом и не вспотел, чтобы его не продуло ветром, не позволяйте ему много двигаться.

7. Многие считают: беда, если у ребенка замерзли уши. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникают отиты, а не из-за того, что «застудили» уши. Позаботьтесь поплотнее закрыть шею и затылок ребенка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.

ПРОЕКТ Наблюдение в природе сезонных изменений

ПРОЕКТ

Наблюдение в природе сезонных изменений (ведение календаря)

2018г.

Ткаченко Е.Н.МБДОУ Д/с №6 «Светлячок»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Тема связана прежде всего с необходимостью смены ценностных ориентиров общества в целом и каждого человека в отдельности, уходом от потребительского подхода к окружающей среде. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а посредственно, через сохранение его среды обитания .

ЦЕЛЬ: Воспитание бережного и созидательного отношения к планете под названием Земля и родному дому г.Курск и Курская область.

ЗАДАЧИ: Уточнить и расширить имеющиеся у детей представления о сезонных изменениях в природе, в животном и растительном мире, о характерных особенностях весны. Развивать восприятие и мышление, наблюдательность, познавательный интерес, память.

ЗАДАЧИ: * Показать, что природа – «дом» для живых существ, в том числе и человека, самоценность природы. * Показать, что дерево – «дом» для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое,позновательное значение, роль в жизни человека. * Расширять представления ребенка о животном мире, показать его разнообразие, приспособленность животных к среде обитания. * Объяснить законы природы, действовать в их рамках, помогать прежде всего организмам, которые живут в измененной среде, рядом с нами. * Показать роль каждого организма в природе (на отдельных примерах). * Акцентировать внимание на общении с объектами естественной природы. * Сохранить бережное отношение к природе.

Формы, методы, технологии ведения календаря: * ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ * МЕТОД 3-х ВОПРОСОВ * МЕТОД ПРОЕКТА

Принципы, заложенные в содержании программы курса “Наш дом-природа ”:

  • Научность — знакомство дошкольников с совокупности элементарных экологических знаний;
  • Прогностичность — формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях а природе;
  • позитивизма – обучение и воспитание на положительных примерах;
  • Гуманность – воспитание человека с новыми ценностями, заботящемся о своем здоровье;
  • Деятельность – основа экологического образования составляет система различных видов деятельности ( игра, экспериментирование, конструирование..)
  • Регионализм – разработка экологических норм и правил природопользования для конкретных условий своей местности;
  • Доступность – для ребенка материала для определенного возрас та.
  • Преемственность — предполагает связь со всеми ступенями в системе экологического воспитания ( детский сад- начальная школа).
  • Конструктивизм — служит для отбора содержания экологического образования дошкольников.
  • Целостность — целостное восприятие ребенком окружающего мира.
  • Интеграция — реализация экологического образования через все образовательные области ФГОС.

ТОНИ БЬЮЗЕН — всемирно известный писатель, лектор и консультант правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Он дал рождение теории интеллект-карт (Mind Maps®) – инструменту мышления!

Тони Бьюзен родился в 1942 г. в Лондоне. В 1964 г. закончил университет Британской

Колумбии, полуив два почетных диплома: один по психологии, английскому языку и

литературе и математике, а другой по общим наукам. Среди написанных им 82 бестселлеров ставшая классикой «Научите себя думать», а

также другие книги из знаменитой интеллект-

серии Бьюзена возвели его в ранг самых

лучших авторов международного масштаба, печатающихся в издательстве Би-би-си. Его

книги напечатаны в более чем 100 странах и переведены на 30 языков. С помощью знаний в области памяти Тони Бьюзену удалось получить целый ряд почетных степеней в разных сферах науки и искусства. Он установил рекорд в запоминании больших объёмов информации, придумал теорию интеллект-карт(инструмента развития памяти и мышления)

ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

ПРИМЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Основополагающий вопрос ?

О чём думают деревья?

Лиственница относится к хвойным породам дерева. Стоит отметить, что осенью дерево сбрасывает «листья» до наступления весны.

Что нужно нашему дереву?

Какое дерево весной?

Весной ветви дерева покрываются зелёными иголочками. Потрогав их, вы удивляетесь — они мягкие, нежные, совершенно не колючие .

Каждый год весной в мае на ветвях Лиственницы появляются мужские и женские цветы.

Женские шишки имеют розоватый оттенок, благодаря чему так велико их сходство с розами.

Проблемные вопросы :

  • Если не будет дерева?
  • С кем дружит дерево?
  • Что сделать для своего дерева?
  • Почему деревья плачут?
  • Болеют ли деревья?

ЛИСА

Профессия : хищник. Ловит мышей, кур.

Особые приметы: пушистый хвост, мягкие лапки, острые когти на ногах, чтобы ловить мышей. Острые зубы, хороший нюх.

Одежда: рыжий мех.

Меню: мыши полевки, дикие и домашние птицы.

Враги: человек, собаки, волки и медведи.

Уважаемая рыжая лиса!

Мы поздравляем тебя с наступлением весны! Скоро в лесу станет тепло, растает весь снег и в зимней шубе тебе будет уже жарко. Мы знаем ,что весной у тебя родятся маленькие лисята .Ты будешь о них заботиться и играть с ними.

Через несколько дней дети получают ответы от лисы , воспитатель с детьми читает. Лиса, когда твой день рождения и сколько тебе лет?

ПИСЬМО ЛИСЕ

Адрес:

Куда: Лесная страна, еловый лес, нора между корнями ели .

Кому: Лисе Обыкновенной.

Письмо лисы Здравствуй, дорогой друг! Пишет тебе ответ лесная жительница – Лиса рыжая. Меня еще называют лисой обыкновенной, но мне больше нравится первое имя. Кому же хочется быть обыкновенным? Все мы, лисицы, совершенно необыкновенные! Не зря же все ребята нас знают, даже малыши. Сколько сказок о нас написано! Но не все сказки правдивы. В некоторых из них нас изображают очень хитрыми, расчетливыми. Всех-то мы обманываем, всех стараемся перехитрить. За это многие лисицы не любят человеческие сказки. Потому что в жизни мы другие. Например, во многих сказках лисы оказываются хитрее простодушных и глуповатых волков. На самом деле волки тоже неплохо соображают. Обмануть их ох как нелегко! Нам очень помогает то, что мы хорошо знаем места, где живем, знаем, где лучше спрятаться, куда бежать при опасности. Можно сказать, что краеведение — наш любимый урок в лесной школе. Без него нам не прожить. Трудно поверить, но нас не так сложно обмануть, что и делают многие охотники. Очень уж многим людям хочется повесить себе на шею наши хвосты. Никак не могу понять: для чего носить хвост на шее? Он ведь должен быть совсем в другом месте. И вообще, это возмутительно: хочешь иметь хвост (неважно, в каком месте) – отрасти свой собственный, а не убивай из-за чужого хвоста лис и других зверей. А то противно ваши книжки читать: в них написано, что лиса – это ценный пушной зверь. Есть и другие глупости, даже вспоминать не хочется. И почему это человек присвоил себе право решать, кто из зверей ценен и за что?! Все мы в природе нужны, все бесценны. И с хорошим мехом, и без меха. Извини, отвлеклась. Пора и о себе рассказать. Живу я между корнями большого дерева. Это мое логово. У меня отличная глубокая нора. Говорят, до меня в ней жил барсук. Теперь он переселился куда-то, и я стала хозяйкой этого дома. Охочусь я в основном по ночам. Крадусь очень тихо, осторожно, по сторонам смотрю, принюхиваюсь и, несмотря на позднее ночное время, не зеваю. Кто добычу прозевает, голодным спать ляжет. Еда моя разнообразна: и косулю молодую могу съесть, и майским жуком не побрезгую. Зайцев люблю, мышей, птиц. Такой уж меня природа создала. В гости к тебе приехать не смогу: извини, я людям не доверяю. Тебе, моему новому другу, верю, а другим – не очень. Приду к вам в гости в шубе, а останусь без нее?! Вдруг шубка моя кому-го приглянется? Нет, лучше я в своем лесу останусь. А еще у меня весной рождаются детеныши, мне о них заботится надо . Лучше уж ты к нам в лес приходи, вдруг набредешь на мое логово. Его нетрудно отличить от других лисьих домов. Прямо у входа на кусочке коры написано: «Самое аккуратное, образцово-показательное логово Рыжей Лисы». Привет всем, кто не шьет из лисы воротники и шубы. Надеюсь ,что таких среди вас большинство. Преданная тебе Лиса.

Труд детей в природе Живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою роль в природе. Животные не могут поступать хорошо или плохо, их поведение определяется биологическими законами. Наша цель –показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.

Март

На участке

В уголке природы

подкормка зимующих птиц

пересадка комнатных растений

расчистка участка и дорожек от снега.

Черенкование бальзамина и герани

подкормка комнатных растений.

Оформление уголка Огород на окне»

Посадка семян фасоли, гороха,

Посев семян перца

Посев пшеницы на зеленый корм для птиц

Весенние изменения в одежде

Март

Игровой центр: Сюжетные игры

«Ателье»

«Поход в лес»

«Магазин одежды»

Речевой центр «АБВГДЕЙКА»

Д/и «Сравни и опиши» (зимняя и весенняя одежда и обувь.)

Ситуативный разговор «Как надо одеваться весной»

Центр исследовательской деятельности: исследования материала (шерсть, кожа, полиэстр и др.)

Центр изо деятельности : Рассматривание иллюстраций с весенней одеждой

Рисование » Как я гуляю под дождем»

Лепка «Весенние обновки для Вани и Тани»

Тема» Одежда»

Центр книги и учебный центр

Загадывание загадок об одежде, головных уборах

Дидактические игры

«Помоги Маше

и Мише разложить вещи»

(гендерная принадлежность)

Апрель

Труд на участке

Труд в уголке природы

Окапывание деревьев

продолжение пересадки комнатных растений

Сбор сухих листьев

Обрезка сухи веток на кустарниках

Полив цветов и рыхление земли

Посев семян овощей (помидоры, огурцы)

Замена песка в песочнице

Посев семян астр, бархатцев

Убрать кормушки

Повесить скворечники

Весенние изменения в одежде

Апрель

Речевой центр «АБВГДЕЙКА»

Д/и «Сравни и опиши» (зимняя и весенняя одежда и обувь.

«Одеваем куклу на прогулку»

Ситуативный разговор «Как надо одеваться весной»

Игровой центр: Игры

«Стираем и гладим одежду для кукол»

«Прогулка в лес»

«Магазин одежды»

Центр исследовательской деятельности: исследования материала (шерсть, кожа, полиэстр и др.)

Центр изо деятельности : Рисование » Как я гуляю на площадке»

Лепка «Весенние обновки для Вани и Тани »

Тема» Одежда»

Центр книги и учебный центр

Загадывание загадок об одежде, головных уборах

Дидактические игры

«Четвертый лишний»,

«Скажи сколько»

«Чего не стало»

С применением ТРИЗ технологии

«Чем было, чем будет»

Май

Труд на участке

Труд в уголке природы

перекопка земли

подкормка комнатных растений минеральными удобрениями

оформление клумбы

рыхление почвы

Посадка лука на грядке

Посев кукурузы и подсолнечника на грядке

Высадить рассаду цветов на клумбу

Высадить рассаду овощей

Весенние изменения в одежде

Май

Игровой центр: Игры

«Прогулка по морю»

«Собираемся в гости»

«Ателье »

Центр исследовательской деятельности: рассматривание ткани в лупу (переплетение нитей в различной ткани)

Речевой центр «АБВГДЕЙКА»

Ситуативный разговор «Как легко нам одеваться»

Чтение стихов об одежде и обуви

Игра «Сочиняем загадки сами» (метод ТРИЗ )

Тема» Одежда»

Центр изо деятельности : Рисование » Украсим сарафан»

Лепка «Весенний хоровод»

Аппликация «Шляпка для Маши»

Вырезание заготовок одежды для игры «Одень куклу»

Центр книги и учебный центр

Загадывание загадок об одежде, головных уборах

Дидактические игры

«Что из чего сделано»,

«Чудесный мешочек»

«Чего не стало»

Творческое конструирование в детском саду, начальной школе и семье Программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова Игрушки и подарки из природного материала

Художественный труд

Учебно-методическое пособие «Умелые ручки» в средней гр. в старшей гр. в подготовительной гр.

Подготовительная группа

1. «Альбом моды «Одежда для путешествий»

(рисование по замыслу)».

2. «Чудесные писанки» (воздушные игрушки).

3. «Весенний сад» (конструирование художественное).

4. «Букеты и приветы» (аранжировки из природного материала).

Старшая группа 1. «Весенние картинки».

2. «Дерево жизни».

3. «Весенний венок» И. А. Лыкова

Страничка знакомства с изобразительной деятельностью предполагает формировать у детей эстетическое отношение к природе.

  • Побуждать воспринимать природу как первооснову красоты и величия, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы;
  • Показывать разнообразие форм, цветов, совершенство строения;
  • Вызывать возвышенное, трепетное отношение к природе, желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту;

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу .

Сатаров М.А. 1963г. Картина «Весна»

Март

Нет у марта в арсенале

Красок, кроме белой.

Ирина Зуенкова

Все пути-дорожки стали

Выбелены смело.

Сыплет, сыплет хмуро небо

Снежную порошу.

Хоть немного солнца мне бы,

Мартушка, хороший…

Юон К.Ю. 1875-1958г. Картина «Мартовское солнце».

Игорь грабарь картина «Март зимний»

Фото «Подснежник голубой»

ФОТО «Цветущая яблоня»

ФОТО «ЕЛИ»

Главным требованием к работе с детьми является отношение к ребенку как к полноценному партнеру и последовательное знакомство с материалом пособия.

  • заинтересовать детей предстоящим рассматриванием, предложить самостоятельно рассмотреть то, что изображено на данном листе;
  • выяснить, понравилось ли им данное изображение, затем прочитать текст;
  • в процессе индивидуального общения постараться выяснить , сумели дети почувствовать настроение данного произведения искусства или установить связь между красивым природным объектом и произведением изобразительного искусства или нет;
  • предоставить детям возможность повторно обращаться к восприятию данного материала, поместив его в доступном месте.

Художественное слово о Весне:

в загадках,пословицах,стихах,рассказах.

Народный календарь (приметы ).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА

АЛГОРИТМ БЕСЕДЫ «ПОРТРЕТ МЕСЯЦА» 1. Как светит солнышко? – настроение месяца: больше солнечных дней – хорошее; пасмурных – грустное; дождливых – печальное. 2.Какие выпадают осадки? 3.Что происходит с растениями? Как на «настроение» месяца реагируют растения? 4.Чем занимаются животные? Как на «настроение» месяца реагируют животные? 5.Что происходит в жизни птиц? Как на «настроение» месяца реагируют птицы? 6.Как меняется одежда людей? 7.Чем занимаются взрослые? Как на «настроение» месяца реагируют люди? 8.Детские забавы. Алгоритм беседы «Портрет месяца» предложила Татьяна Ивановна Гризик в своем пособии «Познаю мир». Педагог предлагает детям создать портрет (образ) месяца на основе своих наблюдений за ним. Но для того, чтобы делать выводы, наблюдения должны быть ежедневными (утро, день, вечер, ночь) в течении года. На основе наблюдений за погодой, дошкольники могут сказать, какая бывает погода, от чего зависит, как изменяется в течении суток и по месяцам.

Растения «Лиственница»

Тони Бьюзен

прием «Интеллект-карт»

Животные «Письмо Лисе»

«Наблюдение за погодой»

Наблюдение в природе сезонных изменений (ведение календаря)

«Наш дом природа». Экологические проблемы

Труд людей в природе Н.А. Рыжова

Одежда

«Художественное слово»

Художественный труд

Программа «Цветные ладошки» И.А Лыкова

Алгоритм беседы «Погода месяца»

Т.И. Гризик «Познаю мир»

«Весна в живописи»

А КАК ЧЕЛОВЕК

ВЛИЯЕТ НА ПРИРОДУ ?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курск 2018г.

Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста

Анна Яковлева
Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста

ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения

за явлениями природы в сентябре.

1. Познакомить детей с новым временем года – осенью. Прочесть стихотворение Люды Коломацкой «Лето прошло»

Лето веселое кончилось

Осень стучится в окно,

Тучами небо обложено,

Дождь барабанит в стекло.

Летние дни пролетели,

Листья на землю летят.

Даже огромные ели

Грустно под ветром скрипят.

Побеседовать с детьми о содержании стихотворения. Спросить — заметно ли, что лето кончилось и наступило другое время года – осень? По каким признакам?

2. Обратить внимание детей на цвет неба. Оно по-летнему ещё нежно голубое, по нему плывут облака. Прочесть стихотворение «Облака» С. Михалкова

Облака, облака — кучерявые бока,

Облака кудрявые, целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные —

Ветерку послушные.

Понаблюдать за движением облаков, как быстро они движутся по небу.

3. Рассмотреть с детьми первые желтые листочки. Отметить, что их еще мало, но скоро все листья станут желтыми, оранжевыми, красными и даже коричневыми.

Загадать детям загадку «Падают с ветки золотые монетки» (листья)

4. Рассмотреть березку, предложить описать внешний вид дерева. Ввести в активный словарь детей слово «береста»

Прочесть стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую…»

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится!

Сказать, что береза — это символ России, любимое дерево с древних времен. Люди любят это дерево, слагают о ней песни, стихи. Какими теплыми красивыми словами поэт говорит о березке?

5. Продолжить наблюдения за березкой. Объяснить детям, зачем нужны березке черные пятна (черные пятна для березки, как отдушины, через них береза дышит, т. к. береста не пропускает ни воздух, ни влагу.)

6. Рассмотреть листья на березке. В какой цвет они расцвечиваются? Обратить внимание детей, где больше желтых листьев вверху, на макушке березы или внизу?

7. Загадать детям загадку «Много рук, а нога одна» (дерево).

Найти на участке деревья, уточнить их названия. Сравнить деревья с кустами и травой. Спросить, чем они отличаются друг от друга?

8. Пройти по лужайке, посмотреть, как изменились травянистые растения. Загадать детям загадку об осени

«Вот художник, так художник

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим

Кто художник этот?». (осень).

Спросить, как осень раскрасила деревья, все ли они одинакового цвета? Почему?

9. Продолжить наблюдения за деревьями. Найти на участке осинку. Рассмотреть ствол (он зеленый, твердый, гладкий, кора на вкус горькая). Сравнить листья осины с березовыми. Чем они схожи, какие различия?

10. Повторить наблюдения за осиной. Обратить внимание на то, как дрожат листья осины даже в безветренную погоду. За это свойство осинку в народе называют трепетной

«Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дай те осинке пальто и ботинки-

Надо погреться бедной осинке».

11. Вспомнить, какой сейчас месяц. Выучит пословицу «В сентябре лето кончается – осень начинается». Предложить составить рассказ на тему «Начало осени».

12. Пройти по участку, обратить внимание детей на то – цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли много, как было летом? Предложить назвать знакомые цветы, рассказать о них стихи.

13. Спросить, какая сегодня погода, теплее или холоднее, чем летом? Обратить внимание, как одеты люди и почему?

14. Рассмотреть ёлку, сосну. Потрогать веточки этих деревьев руками, понюхать. Объяснить, что зеленые иголки этих деревьев – это листья и их по-другому называют хвоей. Поэтому такие деревья называют хвойными. Какие еще хвойные деревья вы знаете?

15. Понаблюдать, как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Предложить определить, на каких деревьях листья только желтые? (береза) Где и желтые и красные? (осина, черемуха) Поискать и другие оттенки – оранжевый, фиолетовый, серый, коричневый. Назвать деревья и кустарники, где сохранились зеленые листья. (сирень, тополь)

16. Прочитать стихотворение

«Осень-щеголиха разрядилась лихо

В красные сапожки, желтые сережки,

А наверх наряда – золотые брошки»

Полюбоваться красивым осенним нарядом, золотым убором.

17. Рассказать,что сейчас на полях идет уборка урожая: картофеля, хлеба, овощей. Овощи закладывают в овощехранилища. Понаблюдать, как разгружают овощи у нас, в детском саду и закладывают в овощехранилище.

18. Отметить состояние погоды. Выучит пословицу «Холоден батюшка сентябрь – да сыт». Объяснить смысл этой пословицы.

19. Побеседовать с детьми о признаках осени, перечислить их. Вспомнить пословицы об осени, о сентябре

«В сентябре лето кончается – осень начинается»

«Холоден батюшка сентябрь – да сыт»

Выучит новую пословицу «От осени к лету – поворота нету»

20. Прочитать стихотворение

«Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены.

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень «Не жалейте лета,

Посмотрите — роща золотом одета»

21. Поискать в траве жучков, насекомых. Так ли много их, как было летом? Где их больше, в тени или на солнце? Рассказать, как готовятся к зиме муравьи, куда спрятались червяки? (червяки ушли глубоко в землю, муравьи собрались в середине муравейника, закрыв все ходы и выходы).

22. Вспомнить, какая погода, была в начале сентября и какая сегодня, как она изменилась? Посчитать по календарю, сколько было пасмурных и солнечных дней. Загадать загадку

Несу я урожаи,

Поля вновь одеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек

Я (осень).

В возрасте старшей группы детского сада, у детей начинает формироваться навык анализа, умозаключения и обобщения. Наблюдение и экспериментирование на групповой прогулке в детском саду с педагогом — воспитателем позволяет развивать у детей способность к наблюдению и тягу к развитию и познанию мира.

Планирование зимней прогулки в подготовительной группе

Наблюдение на прогулке в подготовительной группе зимой позволяет познакомить ребенка с таким природным явлением, как снегопад, научит его анализировать поведение птиц в условиях холода, поможет сформировать общее понятие зимы, как времени года.

Зимняя прогулка наблюдение в подготовительной группе

Цель прогулки: наблюдение за живой природой

Существует целая картотека со сценарием и ходом зимней прогулки в подготовительной группе зимой, в каждой карточке расписывается урок на прогулке для воспитателя для достижения той или иной цели.

Темой урока в данном случае может быть: «наблюдение за птицами в зимнее время».

Важно! Сопровождать прогулку не только указаниями и объяснениями, но и заинтересовывать воспитанников цитированием тематических стихотворений, и поговорок. В карточках, разработанных в соответствии с рекомендациями ФГОС, должен быть четко прописан весь ход прогулки поэтапно.

Наблюдение за жизнью птиц зимой

В начале прогулки воспитатель рассказывает, что зимой многое из природы засыпает, что они не могут сейчас видеть жуков, пауков, червячков и мошек, поэтому птицам нечего есть и им тяжело выживать в таких условиях.

Далее необходимо объяснить каким образом люди могут помочь птицам перезимовать:

  • в предварительно обустроенную кормушку насыпать зерна;
  • если кормушки нет, то можно рассыпать зерно просто на открытом снегу.

Наблюдение: после того, как рассыпали зерно, воспитатель расставляет детей так, чтобы всем были видны подлетающие птицы. В то время как птички будут клевать зерно, детям задаются наводящие вопросы: Кто подлетел первым? Чем клюют корм птицы? Острый ли клюв? Какого цвета перья? и т.д.

Важно! Воспитатель обязательно должен объяснить детям, что птиц нельзя пугать и трогать. В доброй форме можно громко птицам сказать: «не бойтесь нас, мы добрые», и чтобы дети повторили вслух.

После завершения прогулки необходимо закрепить полученные знания вопросами: Почему нужно подкармливать птиц зимой? Какие птицы мы сегодня видели? Как ведут себя птицы зимой?

Цель прогулки: наблюдение за погодными явлениями

Во время наблюдения за природными явлениями зимой у детей формируется общее представление о весне (сравниваем времена года), осени, лете. Воспитатель акцентирует внимание не только на природу в городских условиях, но и рассказывает про утренний и вечерний лес, диких животных, осадках и растениях.

Задачи прогулки:

  • поселить в их головы знания о то, что в мире все зависит друг от друга;
  • развивать воображение и подвижность;
  • научить делать выводы, отвечать на вопросы, думать самому, анализировать;
  • прививать любовь к знаниям, интерес, трудолюбие.

Интересно! В качестве объекта для наблюдения можно выбрать не только животных и природные явления, но и людей. Например, обратить внимание детей на работу дворника: показать инвентарь, рассказать о нелегком труде, показать работу с лопатой.

Знакомство с профессией дворник и его трудом зимой

Перед прогулкой необходимо провести беседу с детьми о безопасном обращении с инвентарем дворника. Наблюдение за профессией можно проводить во все месяцы, когда выпадает снег, например в марте и в ноябре.

Наблюдение за снегом

Прогулка — урок наблюдение за снегом познакомит детей с таким природным явлением, как снегопад.

Важно! В то время, когда воспитатель собирает группу на прогулку — он должен сделать акцент на том, что дети одевают теплую одежду, потому что на улице февраль, декабрь или январь, стоит зимняя погода, холодно.

Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег». Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель может поймать снежинку и воскликнуть, что она похожа на звездочку.. В это время педагог рассказывает о том, что все сугробы вокруг состоят из множества маленьких снежинок. Для интереса стоит попросить детей снять варежки и попробовать поймать снежинку голой рукой — она тут же растает.

Экспериментирование и опыты на прогулке зимой

Дошкольный возраст отличается особым интересом к окружающему миру. Часто, ребенок не может сам замечать какие-то фундаментальные вещи, поэтому воспитателю важно научить его не только смотреть, но и видеть. Теоретические знания должны подкрепляться наглядным материалом, экспериментами, которые смогут обогатить знания детей.

Экспериментирование на прогулках делится на два вида:

  1. Фронтальное — когда у детей есть несколько объектов для наблюдения, самостоятельного сравнивания. Для такого вида наблюдения рекомендуется наличие двух педагогов, следящих за воспитанниками, особенно если группа многочисленная.
  2. Демонстрационное — педагог держит в руках объект, который выбран для обучения. Воспитатель демонстрирует объект и ведет обучающую беседу. Такой способ гасит инициативу и активность, как правило, дошкольникам не очень интересны занятия, в которых они должны только наблюдать, не принимая участия.

Важно! Опыты, которые будут проводиться с детьми обязательно должны подбираться в соответствии с их развитием и возрастом.

Опыты для дошкольников — это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью. Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей.

Эксперимент: свойства снега и льда

Цель эксперимента — опытным путем выяснить отличие и сходство состояний льда и снега.

Задачи:

  • прививать детям трепетное отношение к природе;
  • научить различать состояние внешне схожих зимних явлений;
  • учить детей делать выводы и умозаключения.

Пример на двух популярных у воспитателей опытах:

Опыт № 1. Последовательность опыта:

  1. Воспитатель выстраивает детей в круг;
  2. Предлагает им поздороваться совсем вокруг: с солнышком, с птичками, с новым днем (используя тематические стихи);
  3. Далее, воспитатель загадывает детям несколько зимних загадок на тему снега и льда;
  4. Далее дети вместе с воспитателем рассматривают через лупу снег и лед, предварительно можно сделать самим сосульку, используя обычный пакет и воду (воду можно подкрасить акварелью, для большего интереса). Воспитатель, спрашивает у детей: чем отличаются лед и снег. Подсказки: снег — рассыпчатый, рыхлый, пушистый, лед — твердый, прозрачный, однородный.

Опыт № 2. Защитные свойства снега. Ход опыта:

  1. Воспитатель наливает воду в пластиковые стаканчики;
  2. Дает детям краски и кисточки, чтобы они подкрасили воду в каждом стаканчике свой цвет;
  3. Далее, стаканчики устанавливаются в сугроб на разную глубину.

Наблюдение за водой в снегу

Расставив стаканчики слева направо так, чтобы первый стаканчик стоял на поверхности сугроба, средний стаканчик был наполовину вкопан в снег, а третий до верха был погружен в снег, воспитатель раздает детям лупы. Через какое-то время дети разглядывают состояние воды в каждом стаканчике. Воспитатель объясняет, почему вода в полностью погруженном в снег стаканчике замерзает медленнее всего — потому что снег, не смотря на то, что он холодный согревает и защищает стаканчик от температуры и ветра.

Наглядные эксперименты, проводимые в игровой форме на прогулке очень важны в ходе воспитания и образования детей дошкольников. Наблюдение на прогулках позволяет ребенку взглянуть шире на мир, почувствовать интерес к самостоятельному исследованию окружающей среды, осознать важность аккуратного поведения человека в природе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *