Международные отношения стоит ли учиться

Специальность международные отношения относится к гуманитарным специальностям. Но не стоит думать, что учеба будет легкой. В программу входит углубленное изучение нескольких иностранных языков, мировой политики, истории дипломатии, природы и способов решения конфликтов. Неотъемлемой частью является дипломатический этикет и протокол.

Обязательные дисциплины в университетах отличаются, но среди основных выделяют историю и теорию международных отношений, регионоведение, внешнеэкономическую деятельность, теорию государства и права, теорию игр, историю дипломатии, деловой протокол и этикет, конфликтологию и другие. Неизменным остаются иностранные языки, основным из которых является английский.

После окончания данной специальности выпускники имеют возможность работать в качестве дипломатов, переводчиков, международных журналистов, политологов, менеджеров внешнеэкономической деятельности, специалистов по безопасности, международных юристов. Занимая вышеперечисленные должности, местом работы станет Министерство иностранных дел, консульство, посольство, международные организации и их представительства.

Международные отношения – это перспективная и престижная специальность. Но для того чтобы стать профессионалом в этой сфере нужно обладать прекрасной памятью и владеть обширными знаниями. В официальной обстановке будущему дипломату пригодятся знания по дипломатическому этикету и протоколу. Незнание этих правил может повлечь за собой скандал международного уровня.

Главные плюсы обучения

  • Зарубежные стажировки. Студенты стажируются за границей, изучая профильные дисциплины и углубленно изучая иностранный язык. На большинство таких программ выделяют стипендии и гранты.
  • Практика в международных организациях. Студенты участвуют в конференциях и разнообразных проектах ООН, G20, Европейского союза и многих других организаций.
  • Многогранность. Студенты после окончания бакалавра могут передумать и пойти учится на магистратуру любой другой гуманитарной специальности.
  • Путешествия. Дипломаты очень много путешествуют. Некоторые даже проживают в чужой стране на постоянной основе на протяжении многих лет.
  • Хорошее образование. Если у студента после окончания университета не получится занять должность в Министерстве внутренних дел или стать успешным политологом, он имеет возможность попробовать свои силы в качестве профессионального переводчика или переквалифицироваться в международного журналиста или юриста.
  • Международный уровень. Человек, окончив факультет международных отношений может легко заниматься бизнесом с иностранными партнерами, поскольку изучение международного законодательства и экономики входит в программу обучения.

Основные минусы обучения на специальности

  • Большая ответственность. В обязанности этой профессии входят переговоры, которые имеют место в различных компаниях и миротворческих поездках. Иногда дипломаты являются арбитрами в международных конфликтах и ситуациях, тем самым налаживают связи между представителя конфликтующих сторон.
  • Постоянные переезды. Работа в этой сфере априори предполагает частые командировки. Работа вдали от семьи может негативно сказаться на личной жизни дипломата.
  • Опасность и риск. Это больше касается политиков, которые занимаются вопросами внешней политики и проживают в другой стране. Для того чтобы избежать опасности находясь в чужой стране, дипломату стоит изучить законодательство страны, в которой он находится. Особенно хорошо нужно ориентироваться в международном праве. В истории имеют место даже случаи с трагическим исходом.
  • Наличие связей. Приобретённых знаний в университете бывает часто недостаточно, чтобы стремительно начать карьеру. Нужны связи в Министерстве, но даже тогда будет трудно подняться по карьерной лестнице. Поначалу выпускники могут занимать должность атташе – простого работника дипломатического представительства.
  • Рейтинг высшего учебного заведения. Если учится в столице или другом большом городе, университет которого имеет различные стажировки, есть больше шансов в дальнейшем работать по специальности. Но если учится в университете небольшого города, в котором даже нет консульства, не говоря даже о посольстве или представительстве какой-нибудь организации, то шансов успешной карьеры на дипломатическом поприще практически нет.
  • Большое предложение. Эта профессия является очень престижной и презентабельной, поэтому очень быстро обретает популярность. С каждым годом все труднее найти хорошую должность.
  • Невысокая оплата труда. Кандидатам, которые получили должность в Министерстве или другом государственном учреждении не стоит надеяться на большой оклад. Ведь зарплата практически не отличается от той, которую получают госслужащие.

Личные и профессиональные качества успешных политологов

Дипломат – это представитель своей страны, все его действия совпадать с интересами родины. Самые успешные из них обладают особой харизмой, неким чутьем, что является неотъемлемой частью их успеха. Очень важно следить за изменениями в мире, уметь быстро реагировать на изменения, уметь объективно анализировать ситуацию.

Политик должен обладать определенными качествами, среди которых: презентабельность, коммуникабельность, ответственность, хладнокровие, стрессоустойчивость и конечно же ораторское мастерство. Развивать аналитическое мышление является одним из основных заданий для достижения весомых результатов в карьере. Если кандидат не обладает вышеперечисленными качествами, то ему скорее всего нечего делать в этой сфере деятельности.

Но в любом случае международные отношения являются отличной базой для тех, кто еще не нашел себя и занятие по душе. После бакалавра можно определиться и дальше продолжить обучения на другой специальности, которая возможно частично будет связана с внешней политикой. Высшее образование очень важная составляющая любой профессии.

Интересен факультет «Международные отношения».Описывают красиво, но как оно на самом деле? Стоит ли учиться и какие перспективы в дальнейшем?

Никита Соловьев 209 3 года назад Латиноамериканист, MGIMO BA

Первое и самое главное — все факультеты МО, кроме МГИМО и Дипакадемии — прямая дорога в сферу обслуживания, потому что шансы попасть в главное здание МИДа на Смоленской площади после другого учебного заведения крайне малы (впрочем, в цене востоковеды из МГУ и иногда выпускники МГЛУ).

Второе, но не менее главное — не надо вам идти на МО, если вы не планируете работать на государство (МИД, россотрудничество, минэконом, минпромторг, итд) хотя бы первые несколько лет своей карьеры. Слишком много я вижу людей, которые не совсем понимают, что забыли в МГИМО в целом и на МО в частности.

На МО из вас всеми правдами и неправдами сделают специалистов по своему региону, причем толковых. Вам дадут глубокие знания по истории, экономике, политической ситуации в своем регионе, выучите с нуля совершенно новый иностранный язык, а английский подтяненте практически до proficiency, будете хорошо знать историю МО и современные МО без привязки к своему региону. Если повезет с преподом, то будете хорошо шарить в международном праве, мировой экономике, международных экономических отношениях.

Учиться очень интересно, а сложность зависит от языка: ребята с редкими языками офигевают от жизни, изучающие немецкий просто вешаются от нагрузок, с романскими языками все лояльнее. И вот тут и кроется главный подвох МО в МГИМО: бюджетники (а зачастую и платники) не выбирают, какой иностранный язык учить. За это отвечает распределительная шляпа в виде заместителя декана. И мысли/крики/плач/истерика «только не в Слизерин» тут не поможет. Дали амхарский — учи амхарский, если не найдешь человека, готового поменяться с тобой (гарантирую, не найдешь). И если пойдет плохо с основным языком, то плохо пойдет и вся учеба — просто будет неинтересно на парах по всем профилирующим предметам, будут так себе оценки, никакой мотивации учиться, что может не просто легко, а очень легко привести к отчислению. За 4,5 года я на это насмотрелся предостаточно.

В общем, если ты патриот и хочешь приносить пользу своей стране, то МО более чем для тебя. Перспективы карьерного роста в госорганах очень хорошие, как говорится sky is the limit. Потом можно идти куда угодно (переходят в Администрацию президента, госкорпорации), но практически всегда первой ступенькой на этом пути является работа в миде или россотрудничестве

Отзывы выпускников и студентов о программе

Василий Дельянов — выпускник ОП «Международные отношения» 2019 года

На 4 курсе университета академический руководитель нашей образовательной программы Екатерина Геннадьевна Энтина посоветовала пройти преддипломную практику в наших федеральных органах исполнительной власти, среди которых я выбрал Министерство энергетики Российской Федерации. Между НИУ ВШЭ и Минэнерго России есть соглашение о приеме студентов на практику, поэтому все получилось без проблем.

В ходе практики в Департаменте международного сотрудничества, где я работал, открылась вакантная должность. Я начал оформляться на эту свободную клетку ещё будучи студентом, потом получил диплом и впоследствии стал штатным сотрудником Департамента международного сотрудничества Минэнерго России.

Сейчас я работаю там по специальности благодаря направлению от университета. Занимаюсь международной энергетической политикой в Ближневосточном регионе. Особенно ценно, что я могу применять свои знания арабского языка, полученные в ходе бакалавриата.

Благодаря совету Екатерины Геннадьевны я ни дня не был в поисках работы, за это огромное спасибо нашей ОП, которая даёт широкий бэкграунд знаний для работы в совершенно разных областях.

Елена Афанасьева – выпускница ОП «Международные отношения» 2019 года

Для меня факультет мировой экономики и мировой политики будет навсегда связан со временем начала моего профессионального пути, когда ушли сомнения и начались открытия. Знания, которые я приобрела, обучаясь на программе, позволили устроиться в службу вещания на английском языке телеканала RT America в качестве журналиста-редактора и работать на эфир. В течение нескольких этапов собеседования среди остальных достойных кандидатов меня выделял необходимый уровень владения английским и испанским языками, а также знание региона и международной новостной повестки.

Сейчас я продолжаю учиться в Вышке на англоязычной магистерской программе «Международный бизнес». Я благодарна преподавателям факультета и моему научному руководителю, Энтиной Екатерине Геннадьевне, за помощь в выборе профессионального пути и за возможность участия в различных мероприятиях факультета, общаться с ведущими экспертами-международниками.

Андрей Тарасов – выпускник ОП «Международные отношения» 2017 года

«Будущее не высечено на камне» — именно эта крылатая фраза одного из зарубежных сериалов как никогда точно описывает весь мой путь на образовательной программе «Международные отношения» факультета МЭиМП. Будучи выпускником школы и имея неоспоримый козырь в виде диплома призера всероссийской олимпиады школьников, я встал перед нелегким выбором пути своего дальнейшего обучения. И вот по прошествии безумно увлекательного, но не менее трудного пути бакалавра, я могу с уверенностью сказать, что не ошибся. Данная образовательная программа дает ни с чем не сравнимый набор знаний и компетенций, реализация на практике которых зависит только от тебя. В рамках программы, помимо базовых истории и теории МО, мы изучали экономику (как микро, как и макро), теорию игр, статистику, экономику и политику окружающей среды, международное право, международный бизнес, психологию и многое другое. Мультидисциплинарность – главное достоинство данной программы, ведь после выпуска вы можете с одинаковым успехом устроиться на работу в «большую тройку», международные СМИ, юридическую компанию или в органы государственной власти от Правительства Москвы до МИДа РФ.

Если бы кто-нибудь сказал одиннадцатикласснику, которому вполне было свойственно мечтать, о том, что после выпуска он выиграет международный грант и поступит бесплатно в магистратуру в Барселону, то он бы счел это слишком амбициозным раскладом. Но это правда. Благодаря тем знаниям и умениям, которые я смог приобрести во время учебы, вышесказанное воплотилось в реальность. Более того, благодаря сотрудничеству с факультетом, в свет вышли мои первые аналитические статьи, которые уже успели получить признание на уровне РСМД. В данный момент я продолжаю путь в науке, и теперь последующие несколько лет будут посвящены исследованию в области сепаратизма в Европе на соискание степени PhD в Университете Тренто, Италия.

Но каким бы продуманным ни был образовательный план, каким бы объемом дисциплин он не был бы наполнен, все это было бы невозможно без тех преподавателей, которые работают на этой программы. Особую благодарность я хотел бы выразить тем профессионалам своего дела, у которых мне довелось учиться: Энтина Е.Г., Энтин К.В., Талалакина Е.В., Макарова Е.А., Кривушин И.В., Коваль Т.Б., Караулова М.К., Сидоренко Т.В. Этот список далеко не полный и каждый заинтересованный студент имеет возможность тесно поработать с тем преподавателем, чьи интересы и взгляды ему ближе всего.

В целом, один только список мест, где продолжили свой путь студенты только лишь моего года выпуска, свидетельствует о том широчайшем «окне возможностей», которое дает образование на данной программе. Ну, а будущее, оно не высечено на камне.

Роника Чопра – выпускница ОП «Международные отношения» 2016 г.

Во время обучения на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ студенты получают базовые знания по целому ряду предметов: от экономики до всемирной истории. Учебная программа нацелена на то, чтобы сформировать понимание происходящих в мире процессов, развить аналитическое мышление и способность критически оценивать различные ситуации. Наличие целого многообразия дисциплин помогает в дальнейшем определиться с направлением будущей карьеры или научной деятельности. Могу с уверенностью сказать, что обучение на МЭиМП расширяет кругозор, делает тебя открытым, амбициозным и целеустремленным человеком, который прекрасно понимает особенности других стран и культур, а также современные мировые тенденции.

Отдельно хочу сказать про преподавание иностранных языков. По окончании обучения у выпускников, как правило, уровень С1-С2 владения двумя иностранными языками, что позволяет им свободно говорить на любые темы, писать академические тексты и искусно выступать на конференциях.

Тимур Авалиани — выпускник бакалавриата ОП «Международные отношения» 2014 года.

1. Почему твой выбор лег на факультет и именно эту программу?

Изначально планировал поступить на факультет политологии или права Вышки. Но в самый последний момент передумал и ни разу не пожалел. Сразу заинтересовала возможность изучения восточного языка, а именно арабского.

2. Какие самые главные воспоминания у тебя остались о факультете?

Самые главные воспоминания — лекции таких преподавателей как Григорьев Л.М., Макаров И.А., Бордачев Т.В., НИС по энергетике Рогинского С.В., пары по арабскому языку, и конечно же общение, дружба с однокашниками, «вышкинская» студенческая жизнь.

3. Как твое образование помогло тебе в профессиональном развитии (Что было полезного или что стоит доработать?)

Несмотря на относительно небольшое количество пар в неделю арабского языка, именно его знания были решающим фактором при принятии меня на работу в Торгпредство России в Египте. Считаю, необходимо уделить детальное внимание преподаванию восточных языков, увеличивать количество часов, организовывать языковые стажировки для студентов.

4. Чем ты сейчас занимаешься и как связана работа с твоей специализацией в университете?

С июня 2015 г. я являюсь экспертом экономического отдела Торгпредства России в Египте. В Вышке особые требования к написанию письменных работ, эссе, курсовых и так далее. Данные навыки использую постоянно в работе. Также полезны те знание, которые были получены мной на 3-4 курсах как по языкам, так и по общим предметам и факультативам.

Евгения Прокопчук, выпускница ОП «Международные отношения» 2016 года.
С детства мне хотелось стать дипломатом, представлять Россию и ее интересы на мировой арене, принимать участие в благородном деле урегулирования конфликтов. Когда пришло время поступать в университет, выбор пал на факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, направление «Международные отношения». Скажу откровенно: ни разу за время обучения я не пожалела о сделанном выборе.
Учебная программа факультета составлена таким образом, чтобы студенты получили максимально широкий кругозор и имели видение целостной картины мира как системы, которая живет и развивается по присущим ей законам. Незнание этих законов не освобождает ни государства, ни бизнес, ни отдельного человека в частности от их последствий. Более того, недостаточно знать, из каких элементов состоит эта система – нужно уметь видеть, как части целого связаны между собой и влияют друг на друга. В любой сфере эта способность – ключ к успеху, аналитическое «чутье», которому мало где еще могут научить.
Отточенное логическое мышление, ораторское мастерство, умение критически оценивать ситуацию, свободное владение двумя иностранными языками, способность грамотно и последовательно излагать свои мысли – далеко не полный список сильных сторон «международников». Студенты изучают научные дисциплины самого широкого спектра: история, теория международных отношений, математика, экономика, философия, риторика, международное право, культурология и многие другие. Поэтому образование, которое получают выпускники направления «Международные отношения», можно с уверенностью назвать элитным.

Ломов Никита, выпускник образовательной программы «Международные отношения» 2016 года.

Учеба на МЭиМП – это в первую очередь общение с первоклассными преподавателями. На лекциях и семинарах создаётся атмосфера, поощряющая участие в обсуждениях. Мне всегда нравились прогрессивные методики и подходы к обучению, которые так редко встречаются в других вузах.

Большое преимущество факультета – подход к обучению иностранным языкам. С первого курса студенты проходят интенсивную языковую подготовку с уклоном в экономическую и бизнес-лексику. Как результат – выпускники МЭиМП востребованы среди ведущих российских и зарубежных работодателей .

Также стоит отметить, что руководство факультета всегда поддерживает студенческие инициативы и помогает в организации семинаров, конференций и других внеучебных мероприятий, что говорит о заинтересованности МЭИМП во всестороннем развитии студентов.

Мне повезло учиться на МЭиМП, ведь именно благодаря ему я получил необходимые навыки и умения для профессионального роста, а также смог определиться с целями в жизни.

Пих Святослав, выпускник образовательной программы «Международные отношения» 2016 года.
Логичнее всего в отзыве о факультете было бы сосредоточиться не на описании учебного процесса или разнообразии предметов, языков или лекций, а на конкурентных преимуществах МЭиМП, которые можно узнать лишь из уст выпускников.Во-первых, МЭиМП – это свобода, возможность самостоятельного получения знаний для профессионального роста в среде высококвалифицированных международников и экономистов, исключая губительный для творчества и самостоятельности принцип учебы «из под палки». Свободный подход к образованию подводит к осознанию необходимости самообучения, важности его непрерывности, что является ключевым навыком в работе аналитика-международника.Во-вторых, МЭиМП – это багаж знаний, коктейль из традиционной российской исторической школы, западного понимания науки о международных отношениях, сильной лингвистической подготовки и передовых экономических дисциплин, который за четыре года создает «человека ренессанса», с легкостью подстраивающегося к постоянно меняющемуся миру с возможностью менять профиль обучения и продолжать профессиональный рост на пересечении любых сфер социально-экономической и гуманитарной направленности.В-третьих, МЭиМП – это общение в среде интеллектуалов и знатоков своего дела со всех уголков нашей необъятной страны, это сообщество профессионалов, двигающихся разными путями к единой цели, это близкие люди, которые готовы поддержать в любой ситуации.МЭиМП — это настоящая дружба на всю жизнь.

Андрей Крупский – выпускник образовательной программы «Международные отношения» 2016 года.

Бывает так, что абитуриент, по причине недостатка жизненного опыта, выбирает специальность, которая не вполне соответствует его способностям и стремлениям. На факультете мировой экономики и мировой политики такое практически исключено. Если вчерашний выпускник смог набрать требуемое (весьма высокое) количество баллов по ЕГЭ, то при должном усердии учиться он сможет без существенных проблем.

Что касается стремлений, которые вполне могут меняться вслед за расширяющимся кругозором, то студент вправе сосредоточить свою исследовательскую (а впоследствии – и практическую) деятельность на любой сфере, связанной с международными отношениями. Политические, экономические, социальные процессы – всё это может быть вынесено на международный уровень и подвергнуто тщательному анализу. Если Вы вдруг поняли, что вопросы европейской интеграции уже не представляют для Вас такого интереса, как прежде, то можете мгновенно переключиться на ядерную программу Индии или на проблему Южно-Китайского моря. Широкий спектр изучаемых дисциплин, включая два иностранных языка, позволяет студентам не бояться нового, не держаться за то, что оказалось бесперспективным и невостребованным.

Маргулис Сергей, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики 2015 года.

Учеба на факультете дала мне целый ряд полезных знаний в области международных отношений и мировой экономики, которые в настоящее время я активно использую в своей профессиональной деятельности. Дала возможность познакомиться с целым рядом замечательных людей как среди студентов, так и среди преподавателей, со многими из которых я продолжаю поддерживать дружеские и профессиональные отношения. Отдельное спасибо хотелось бы сказать преподавателям, бесценная помощь которых помогла мне сформировать свой взгляд на международную проблематику и стать полноценным специалистом в этой области. Хочу поблагодарить Энтину Е.Г., Суздальцева А.И, Демиденко С.В., Тарева Б.В. и Балашова Е.Ю.

Кафедру иностранных языков хотелось бы отдельно отметить, подавляющее большинство из ее преподавателей являются настоящими профессионалами, заинтересованными в том, что каждый студент овладел языком на высочайшем уровне.

Кроме того, хочу поблагодарить НИУ-ВШЭ в целом за качественную инфраструктуру, нет сомнений, что по этому показателю Вышке в России нет равных. Отличные общежития, хорошо оборудованные аудитории, повсеместный wi-fi позволяют получать образование в максимально комфортных условиях.

В целом же, я ни разу не пожалел о своем выборе университета и факультета, и если бы поступал сейчас, зная все нюансы, все равно выбрал бы МЭиМП. Вероятно, через год вернусь на факультет в качестве аспиранта.

Андрей Очеповский – выпускник бакалавриата ОП МО.
Было бы лукавством писать, что я в свое время мечтал о поступлении в Высшую школу экономики на Факультет мировой политики и мировой экономики. Однако по прошествии 4 лет учебы здесь и появившегося опыта обучения в других ВУЗах, позиционирующих себя в качестве лидеров российского образования, могу сказать, что принял тогда единственно правильное решение. Ведь Вышка дала мне очень много во многих компонентах. Что касается образовательного процесса – то здесь можно отметить качественную подготовку в области иностранных языков (как первого, так и английского); разносторонний образовательный процесс, позволяющий получить знания не только по профильному направлению (международные отношения), но и в экономической сфере (что особенно важно на рынке труда); высокую квалификацию преподавателей. Наконец, Вышка – это просто много классных людей вокруг. И даже после выпуска в нее всегда приятно возвращаться.

Анастасия Земляная, выпускник бакалавриата МО 2015 года
По прошествии времени понимаешь, что бакалавриат нашего факультета был незаменимым опытом. Я отмечу две его характерные черты. Во-первых, после той нагрузки, что мы имели (особо подливали масло в огонь языки), благодаря приобретенной способности к тайм-менеджменту любой обрушивающийся на тебя шквал работы не вызывает паники. Во-вторых, широта преподаваемых курсов навсегда поселяет в тебе интерес ко всем проявлениям действительности – от количественного смягчения до гастрономических привычек саамов (все дожившие до 4 курса «Международных отношений» меня поймут). В результате по прошествии четырех лет ты можешь выйти на рынок труда уверенным в собственной высокой работоспособности и эрудиции, которые будут выгодно отличать тебя от других кандидатов. И всё это – только дополнение к двум иностранным языкам и знаниям по специальности.

Файншмидт Роман, студент 3 курса МЭиМП «Международные отношения» НИУ ВШЭ

Обучение в рамках программы «Международные отношения» факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ предоставляет мне возможность комплексно изучать мировые процессы, касаясь их различных аспектов, а также широкий спектр взглядов специалистов различных дисциплин.

Особое внимание даётся иностранным языкам (первый язык – по выбору, второй — английский), парам по которым отведены 2 определённых дня на неделе; политической и экономической истории; теории международных отношений; а также обширному комплексу математических и экономических дисциплин, начиная с высшей математики и заканчивая институциональной экономикой, наличие которых даёт преимущества как для работы в научной сфере, так и для построения карьеры.

В целом учебный процесс отличается широтой предлагаемых дисциплин и материалов; качественным преподаванием, ориентированным на понимание причинно-следственных связей, и интересными, а порой и захватывающими комментариями специалистов в рамках тех или иных вопросов.

Бойков Семён, студент 3 курса МЭиМП «Международные отношения» НИУ ВШЭ

Как однажды сказал научный руководитель НИУ ВШЭ Е.Г. Ясин: «в Вышке готовят министров, профессоров и миллионеров». Перефразируя это знаменитое выражение, я могу сказать, что именно на международных отношениях факультета мировой экономики и мировой политики готовят министров, профессоров и миллионеров.

Действительно, наше направление отличается широким спектром дисциплин, и поэтому многие считают, что мы изучаем всё и одновременно ничего. Однако это не так. Ведь по иронии судьбы в силу своей профессии специалист по международным отношениям просто обязан быть в курсе практически всего на свете, так как при анализе тех или иных международных процессов, событий и явлений ему приходится пользоваться знаниями как гуманитарных, так и точных наук. Поэтому в том, что студенты изучают историю международных отношений и параллельно теорию игр, нет ничего удивительного.

Мне нравится учиться на ОП «Международные отношения», так как я понимаю, что получаю универсальное университетское образование. В то же время я занимаюсь определённой специализацией – Германией и Европейским союзом. В конечном итоге, я считаю, что со знанием как минимум двух иностранных языков (немецкого и английского), экономики и политики определённой страны (в частности, Германии), умением хорошо выполнять письменные работы и многим другим, что я получаю в ходе обучения в НИУ ВШЭ, я не пропаду в жизни.

Стрижов Артем, студент 3 курса МЭиМП «Международные отношения» НИУ ВШЭ

Факультет МЭ и МП позволяет подготовить таких специалистов, которые будут знать в совершенстве два иностранных языка и владеть той базой знаний, которая необходима для уверенного движения на поприще международных отношений. В условиях быстро меняющегося мира, глобализации, следствием которой стало усиление взаимозависимости мира, роста экономического, политического и культурного взаимодействия между странами и континентами, спрос на специалистов в области международных отношений на рынке труда значительно возрос, что само собой привлекательно для будущих международников.

Капарулина Екатерина, студентка 3 курса МЭиМП «Международные отношения» НИУ ВШЭ

Я обучаюсь на 3 курсе факультета МЭиМП, программа «Международные отношения». За годы обучения мы прослушали курсы по многим предметам: высшую математику, философию, теорию игр, теорию международных отношений и множество других. Важно сказать, что такой широкий спектр курсов способствует развитию многогранной и высокоэффективной личности. У каждого здесь есть любимые предметы, которые он может изучать углубленно. Особый акцент делается на изучении языков, что позволяет использовать их не только для повседневного общения, но и как средство поиска научной информации. Знания, приобретенные в процессе обучения международным отношениям, позволяют объективно интерпретировать события, происходящие в России и в мире.

Таким образом, благодаря обучению в НИУ ВШЭ студент, владеющий двумя иностранными языками, способный объективно оценивать происходящие события и применять знания, полученные после прослушивания многочисленных курсов, становится конкурентоспособным и многосторонне развитым.

Просто взять и перепоступить

28.11.2016 21:44

Не всем удается с первого раза выбрать специальность, чтобы процесс обучения действительно приносил удовольствие. Кто-то предпочитает закончить начатое, кто-то, напротив, не готов мириться с действительностью. The Вышка пообщалась со студентами, которые не побоялись перепоступить ради того, чтобы изменить свою жизнь

Ольга

МГЛУ, Лингвистика ВШЭ, Международные отношения

Лингвистика в МГЛУ является топовым факультетом. Туда в основном идут те, кому реально нравятся языки и кто любит изучать, сидеть и копаться в словарях, все время находиться в этой среде. Изначально я хотела поступить в МГИМО, даже ДВИ (дополнительное вступительное испытание — прим. «The Вышка») сдала и прошла, но только на коммерцию. В МГЛУ же у меня было гарантированное бюджетное место. Посоветовавшись с родителями, я выбрала второе.

Первое время в МГЛУ у меня был шок. Мне не нравилась атмосфера внутри университета, не нравилось отношение преподавателей, отношения между студентами. Домой я возвращалась сильно расстроенной. Однажды мой преподаватель по фонетике сказал следующее: «Вы не можете иметь своего мнения. Может быть, когда вы выпуститесь, если вы вообще выпуститесь, у вас появится свое мнение. Но вряд ли его будет кто-то слушать».

Мне было неинтересно там учиться. Сидишь с тухлым настроением на лекциях, и сразу в голове возникает вопрос: «А зачем я сюда пришла?».

Вышка предоставляет общагу иногородним студентам, для меня это было важно. Здесь очень много приезжих с самых разных уголков страны. Ты попадаешь в особую атмосферу, знакомишься со всеми, развиваешь свои коммуникативные навыки. В МГЛУ же большинство ребят общались в каком-то своем отчужденном кругу. Никто не хотел контактировать, кроме как по вопросам учебы. Да и общагу там давали только со 2-го или 3-го курса, и то не факт, поэтому я снимала квартиру.

Получалось, что я все равно тратила большие деньги на квартиру. И я подумала: «Если я учусь в месте, которое мне не нравится, если не вижу дальнейших перспектив, если профессия переводчика меня не сильно привлекает, то смысл оставаться? Ну не лежит у меня душа к этому!». Мне хотелось какого-нибудь разнообразия, и я поняла, что международные отношения — это именно то, что мне нужно.

Поступление в Вышку

Я рассматривала и СпбГУ, и ВШЭ, но, проведя неделю в Санкт-Петербурге, поняла, что это не мой город. В Питере все спокойно, размеренно. Туда можно приезжать из Москвы отдыхать. А в Москве — движение, тебе хочется все время что-то делать, двигаться, успевать. Быстрый темп. Кайф. И так выбор пал на Вышку.

Здесь у меня учатся много друзей, которые с удовольствием делились своими впечатлениями от университета. В Вышке, насколько мне известно, нет коррупции, ничего не проплачивается. Тут знания. Или ты учишься, или до свидания.

На МО в Вышке у меня появилась возможность выбрать второй иностранный язык, в отличие от других университетов. Так, выбирать можно между французским, испанским, итальянским, арабским, китайским, корейским и японским.

Французский я уже изучала в МГЛУ и поняла, что это не мое, поэтому желания продолжать заниматься им не было. Я люблю испанский, люблю испанскую культуру, музыку, танцы, поэтому выбрала именно его. Мне нравится жизнь в общаге. Ты можешь пойти в боталку и позаниматься, можешь пойти к однокурсникам, зная, что завтра важный семинар, и подготовиться вместе. Вместе же легче.

Впечатления и планы на будущее

В будущем я бы хотела выучить еще несколько новых языков. Возможно, продолжу изучение французского, или же можно взять что-нибудь близкое к испанскому. Португальский, например. А еще я хочу взять майнор «Менеджмент». Думаю, мне это пригодится.

В Вышке хоть и трудно, но я люблю ощущение, когда сидишь и учишь, и тебя уже тошнит, когда тебе все противно, но ты все равно продолжаешь делать, потому что понимаешь, что тебе это нужно, ты хочешь это понять, хочешь в этом разбираться — для меня это бесценно.

Георгий

ВШЭ, Право ВШЭ, Медиакоммуникации

На право я пошел потому, что мой отец сказал, что учиться я буду только на факультете права и только в Вышке, обосновав это тем, что, став юристом, я получу настоящую профессию, деньги, славу — вот это все. Но учиться там мне было неинтересно, несмотря на то, что я занимался правотворческой деятельностью в какой-то молодежной организации своего города. Это было вообще не мое.

Поступив на этот факультет, я начал просматривать много непонятных законов, стал читать книги об истории права зарубежных стран. Но меня это никак не привлекало. Конечно, были некоторые предметы, в частности, конституционное право, которые временами вызывали у меня интерес, но все равно это было не то, чего я хотел.

Уже на третьей неделе я осознал, что право, увы, не греет мою душу.

Жесткое расписание, требовавшее стабильного появления на первой паре, огромное количество пар, которые трудно высидеть, потому что они нудные — все это заставляло грустить. Конечно, были ребята, сидевшие с открытыми ртами, которых все это захватывало. Но я был не из их числа.

Факультет права готовит серьезных специалистов, жизнь которых всегда будет связана с какими-то рисками. Я, быть может, по глупости душевной или потому, что мне это совсем не близко, не представляю себя в таком образе.

Смена факультета

Спустя месяц, в октябре, я понял, что больше не могу. Тогда и принял решение, что нужно менять направление. Выбирал между медиакоммуникациями, востоковедением и иностранными языками и межкультурными коммуникациями, но в итоге выбрал первое.

Уже ближе к зимней сессии я написал менеджеру образовательной программы и получил ответ, что свободных мест нет. Тут у меня произошло разочарование века.

Конечно, я был сильно расстроен. Не знал, что делать. Но, смирившись с этим фактом, я продолжил обучение.

Где-то в конце декабря, возвращаясь домой, я решил проверить почту. Открыв ее, я обнаружил письмо от менеджера программы «Медиакоммуникации», в котором меня приглашали на собеседование. Прошел его я успешно и вскоре уже начал обучаться на этом направлении. Это совсем другой мир. Очень многое отличается, начиная от учебного процесса и заканчивая оборудованием. Здесь много практики, все время что-то надо делать: снять, написать, придумать, смонтировать, записать, а не просто прочитать какую-нибудь книжку, а потом пересказать.

Здесь и там

На юрфаке все время проходили какие-то хищнические соревнования между потоками, так как считалось, что во второй поток отбираются олимпиадники, и с ними уже конкретно работают. Многие придерживаются принципа «каждый сам за себя». А здесь, так как набор небольшой, этого нет. Все время требуется работа в группах, что сплачивает. Да и вообще, отношения между студентами более теплые.

Сюда я прихожу как в творческое место, где каждый что-то умеет и что-то делает. Никого не удивит, если ты скажешь, что пишешь статьи для какого-то издания, делаешь фотографии для какого-то журнала и так далее — это норма. Но если ты еще не нашел себя, то огромное количество практических работ помогут найти любимое дело. Благо, университет предоставляет всю необходимую аппаратуру — камеры, фотоаппараты, микрофоны, студию звукозаписи. Всем этим можно воспользоваться, не выходя из здания.

Также чувствуются большие различия между преподавателями. На юрфаке создается впечатление, что все преподаватели — это взрослые дяди и тети со своими серьезными проблемами и делами, которым нет до тебя дела. На медиакоме же всегда можно обратиться с каким-нибудь вопросом в Facebook, не соблюдая строгие нормы делового письма. Все проще, понятнее и доступнее.

У меня и других студентов есть возможность выбирать курсы. Например, сейчас я посещаю курс «Новостной репортаж», на котором нас учат правильно оформлять новости, репортажи, что и куда поместить, куда повесить бантик. Также есть «Основы драматургии», «Визуализация в медиакоммуникациях», «Обзор международных СМИ» и многое другое. Каждый сможет найти себе что-нибудь по вкусу.

Внеучебная деятельность

Большинство ребят с факультета уже знают, чем будут заниматься после университета, но я не из их числа. Сейчас я занимаюсь версткой печатных материалов, снимаю ролики, создаю сайты. Некоторое время назад я помогал матери своей подруги с некоторыми проектами и неплохо на этом подзаработал. Затем мне предложили работу в других проектах, и так пошло-поехало. Вот, например, только забрал буклет из типографии.

Занимаясь подобными проектами, я смог переехать из общежития в квартиру, от которой недалеко добираться до универа. Также я являюсь главным куратором факультета медиакоммуникаций и дизайна.

Под моим руководством находятся 30 кураторов, 1000 студентов. Занимаюсь проведением адаптивов для первокурсников, курирую какие-то вопросы, помогаю в решении определенных жизненных трудностей. Любой студент может подойти, поговорить, поделиться личными проблемами. Все уместить в голове, конечно, трудно, но это интересно. Порой сам начинаешь размышлять о вещах, о которых даже не задумывался.

Кому-то хочется помочь, кому-то предложить работу, объяснить какие-то базовые вещи, чтобы в будущем не наделали ошибок. Хотел бы пожелать первакам не бояться переходить на желаемое направление, если они первоначально совершили ошибку в выборе профессии. Потому что важно делать то, что тебе нравится, делать то, что ты любишь. Важно жить в кайф.

Впечатления

Мне все нравится, я чувствую, что это именно то, что я искал. В то же время я не знаю, будет ли мне это интересно через пять лет, через год, месяц. Но я точно уверен, что моя жизнь будет связана с медиапространством. Я хочу сделать что-нибудь большое и полезное, но в роли кого — не знаю. Главное — меньше думать. Потому что когда люди начинают много думать, они придумывают много несуществующих проблем и тратят силы и драгоценное время на их решение.

Оксана

СПбГУ, Политология ВШЭ, История ВШЭ, Политология

После окончания гимназии я уже понимала, что хочу изучать в университете. Политика давно грела мою душу, поэтому я решила поступить на факультет политологии в СПбГУ. Мне очень хотелось учиться в классическом университете, потому что именно в таких местах можно получить качественное образование. Да и в целом это казалось мне крутым и престижным. Я очень долго уговаривала маму позволить мне переехать, потому что Санкт-Петербург находится довольно далеко от Самары, но, благодаря своей настырности, у меня получилось.

Первые трудности

Все мои друзья жили в Москве, поэтому этот город я знала отлично. Питер же был для меня совершенно чужим местом. Меня постоянно преследовало чувство одиночества. Живого общения не было — лишь разговоры по Skype. Поэтому мне приходилось ездить в Москву по два-три раза в месяц, чтобы встретиться с друзьями и ненадолго забыть об одиночестве. Но каждый раз, возвращаясь обратно, я не могла сдержать слез.

Спустя полгода я осознала, что это не мой факультет и, более того, не мой университет. Увы, большая часть знаний носила фундаментальный характер, нежели прикладной. Казалось, будто я все время изучаю философию, и мне это не нравилось. Я поняла, что ошиблась с выбором специальности.

В гимназии, которую я окончила, отношения между учеником и учителем строились на равных началах. Поступив в СПбГУ, я была сильно разочарована. Преподаватели в университете казались недосягаемым идеалом, и у тебя не было возможности с ними заговорить, задать какой-нибудь вопрос, элементарно пообщаться.

Мне не нравилось, как нам преподавали многие предметы. Было непонятно, зачем нужно ходить на информатику, учитывая то, что мы даже на компьютерах не работали. Чтобы отметиться? Я не видела в этом смысла. Я попала в сильную группу по английскому, но пары все время то переносились, то отменялись из-за того, что преподаватель постоянно болел. За это время я растеряла все свои навыки.

После первого семестра я поняла, что нужно что-то менять, но родителям решила не говорить. Рассказала лишь тогда, когда уже окончательно перешла. Зачем им лишний раз волноваться? Забрать документы не составило большого труда.

Для себя уже решила, что учиться буду в Вышке. Так вышло, что в том году многим выпускникам удалось списать на ЕГЭ, и по этой причине у меня не получилось поступить на политологию. Я люблю историю, поэтому выбор был очевиден: я стала студенткой истфака.

На истфаке мы занимались археологической деятельностью, изучали античность, средневековье, латынь. Но для меня история была лишь увлечением, не специальностью, поэтому в какой-то момент мне надоело, и я забила, за что и была отчислена. Но Вышка мне очень понравилась.

Мои друзья из Питера часто приезжали в Москву повидаться, поэтому в этот раз была моя очередь. Я решила поехать в Санкт-Петербург на две недели, и осталась там на полтора года. Однако определенные обстоятельства вынудили меня бросить все и вернуться, но уже для обучения на политологии. Мысль о том, что нужно продолжить получать образование, никогда не покидала меня. И хоть порой бывает трудно вспомнить какие-то базовые вещи из школьного курса, я считаю, что учиться никогда не поздно.

Впечатления

Мне очень нравится здесь. Я всегда интересовалась политикой, всеми механизмами, которые управляют этим миром. Но работать в политической сфере у меня нет желания. Еще мне нравится математика, хоть я ее никогда и не понимала. Да, на политологии она есть, и она классная.

Отношения между студентами и преподавателями здесь особенные. В любой момент можно подойти, спросить, попросить объяснить. Также чувствуется открытость и готовность помогать со стороны однокурсников, что, конечно же, безумно поддерживает.

Тимур

ВШЭ, Востоковедение ВШЭ, Международные отношения

Поступать на востоковедение я решил в десятом классе. Я был в восторге от того, что я поступил. Было много пар, связанных с такими предметами, как регионоведение, китайский язык, история восточных цивилизаций, традиции и культура Китая и так далее.

Сначала я хотел взять японский, но, пообщавшись с ребятами на потоке, принял решение перейти на китайский.

О языке

Вообще, если хочется выучить китайский, не нужно обладать каким-либо талантом. Тут нужно усердие, ведь грамматика в китайском легкая, а основное время тратится на лексику и письмо. Минимум два раза в неделю, а лучше каждый день следует уделять 4 часа на иероглифы. Китайский учится не как другие языки, и все очень быстро выветривается, если не повторять.

У нас была слишком большая нагрузка из-за языка, поэтому на сон оставалось 4 часа максимум. 8–9 пар в неделю давали о себе знать. Со временем я понял, что не готов столько времени тратить на этот язык, и уже ближе к зиме начал забивать на это дело, а чуть позже и вовсе решил сменить направление. Оставшиеся полугодия я доучивался, а летнюю сессию вообще не сдавал.

Об отношениях между людьми

На международных отношениях контингент людей совсем другой. На востоковедении люди более креативные, у них есть необычные увлечения, свои тараканы (в хорошем смысле). Со своей группой где-то за неделю мы очень сильно сдружились. С некоторыми из ребят до сих пор общаемся. На МО я учусь уже месяц и даже не знаю, как всех зовут. Человек трех-четырех знаю, с ними общаюсь, и все.

На «востоке» в группе мы всегда помогали друг другу. А тут такого нет, постоянно чувствуется какая-то конкуренция.

Что касается моего языка, то при переводе я выбрал как самый приоритетный испанский. Испанский выбирали многие, где-то процентов 50, так как этот язык является третьим по популярности языком в мире после английского и китайского, да и просто потому что самый простой.

Мне выпал португальский. Но я не очень расстроился, так как они близки, и при большом желании позже можно за полгода выучить испанский. Он мне очень понравился, необычный язык. Нам повезло, у нас отличный преподаватель по нему. Он работал в Анголе во время гражданской войны, поэтому часто рассказывает нам всякие истории.

Помимо языка здесь преподают регионоведение — очень интересный предмет. Экономической теории боятся все студенты, поэтому ей уделяется много внимания. В третьем модуле нас ждет история: подробно будем изучать Латинскую Америку, США, Францию, Великобританию.

На международных отношениях я чувствую себя вполне комфортно. На востоковедении в течение уже первых нескольких месяцев меня не покидала мысль: «Хм, когда же я вылечу?». Тут такого не чувствуется, потому что нет завальных предметов типа китайского. И хоть я и учусь всего лишь месяц, надеюсь, что так будет продолжаться всегда. Некоторые предметы, например, БЖД и философия, которые я прошел в прошлом году, за этот курс были зачтены, так как совпадали по количеству часов и кредитов.

Учимся мы на Большой Ордынке. Она немного не приспособлена для учебы, потому что, по-моему, раньше это место было усадьбой. У нас одна большая аудитория, в которой проходят все поточные лекции, и, кажется, это бывший зал, в котором проводились балы и прочие вечера. Но в целом, все очень даже симпатично.

В будущем я хотел бы попробовать себя в роли куратора. На международных отношениях кураторы все время помогают, делятся информацией, присылают полезные материалы.

Также у меня есть желание стать членом Ингруп СтС. Я довольно завяз в этой рутине, хочется из нее выбраться. Главное — собраться и преодолеть лень. Лень — один из факторов, почему мне не дался китайский, а китайский ленивых не любит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *