Когда ребенку нужен логопед Комаровский?

В каком возрасте вести ребенка к логопеду, чтобы исправить дефекты речи?

Во сколько лет формируется речевой аппарат и до какого момента обращаться к логопеду или вести ребёнка в логопедический садик нет смысла?

— Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Для правильного произношения звуков необходима подвижность, точность и согласованность этих органов. Возрастное несовершенство речи до 5 лет – естественное явление. Весь дошкольный период речедвигательные механизмы ребенка развиваются и совершенствуются, а детская речь приобретает нормативное звучание. Чтобы неправильное произношение звуков не закрепилось, в 5 лет стоит проконсультироваться у логопеда. Обычно с помощью специалиста возрастные особенности быстро преодолеваются. В логопедическую группу направляются только дети с тяжелыми нарушениями речи.

Когда малыш должен уметь выговаривать сложные буквы Р, Л, С, Щ и др.

— Перечисленные звуки, это звуки позднего онтогенеза, т.е. звуки, которые появляются в речи в более поздний период развития ребенка. В 3-4 года дети в основном эти звуки либо пропускают, либо заменяют на более простые. И это – возрастная норма. В 5 лет ребенку уже доступны более тонкие движения артикуляционного аппарата, он способен различать звуки в речевом потоке и оценивать несовершенство собственной речи. Обычно после 5 лет сложность вызывают сонорные звуки Л, Р, Р’. К шести годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.

Что говорит о дефектах речи (при том, что ребенок совершено здоров и не имеет отклонений в развитии), которые должен исправить специалист?

— Система произношения звуков устроена сложно. Каждый ребенок осваивает ее в разные сроки, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их. Но некоторым детям не удается справиться с ними самостоятельно.

Если ребенок произносит звук на основе неверного артикуляционного уклада, со временем происходит закрепление дефектного произношения — искажение звука. Особенно распространено искажение звуков Р, Ш, С.

Если же ребенок затрудняется различать звуки по звучанию, и ему сложно контролировать собственную речь, образуются стойкие замены одного звука на другой. Замены могут быть самыми разнообразными.

При наличии искажений и замен в детской речи на помощь придет специалист – логопед. Логопед научит ребенка правильно артикулировать звуки, разовьет способность узнавать и различать звуки в потоке речи, контролировать собственную речь.

Есть логопеды в медучреждениях и логопеды-педагоги, в чем разница?

— Логопед поликлиники проводит первичный прием, на котором определяет уровень речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям, при необходимости направляет на ПМПК или в специализированные детские сады.

Учитель-логопед в детском саду проводит коррекцию речевых нарушений на групповых и индивидуальных занятиях, организует взаимосвязь с воспитателями и другим педагогами по закреплению результатов коррекции и профилактике речевых нарушений.

Как выбрать компетентного специалиста?

— Компетентность любого специалиста складывается из знаний и опыта. Поэтому при выборе логопеда для своего ребенка обращайте внимание на его образование и характер практики. Образование должно быть высшим, а опыт наработан не менее трех лет и на схожих нарушениях. Важно отметить, что в коррекции произношения звуков участие родителей обязательно. Именно родители обеспечивают закрепление отработанного материала в домашних условиях.

В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?

Как выявить проблемы в речи у малыша? В каком возрасте его можно водить к логопеду? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.

Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае?

Логопед для ребенка будет лучшим вариантом. Специалист сможет изучить речь малыша, выявить недочеты (если они имеются) и скорректировать речь, чтобы ребенок не отставал от сверстников.

Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.

С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, – это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

6 месяцев – 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

1 – 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

1,5 – 2 года. Ребенок активно составляет 2 – 4-хсловные предложения.

2 – 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

3 – 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас – до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

4 – 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

5 – 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен детский логопед.

Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

С какого возраста обращаться к логопеду?

Родителям хочется, чтобы их дети красиво и правильно говорили. Но иногда случается так, что в речи возникают дефекты.

    • Как понять, в каких случаях нужно обратиться к логопеду?
    • В каком возрасте стоит вести ребенка к нему на консультацию?
    • Как проходят логопедические занятия?

В этой статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:

  • он не выговаривает простые звуки;
  • ребенок “проглатывает” слова;
  • звуки заменяются один на другой;
  • он неверно произносит звуки;
  • малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
  • он понимает чужую речь, но не говорит сам;
  • в речи появились запинки или заикание;
  • ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
  • у него слишком быстрая или слишком медленная речь.

Откуда берутся речевые нарушения

Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
  • поражение головного мозга, нервов при рождении;
  • заболевания и травмы головы до 3 лет;
  • перенесенный сильный стресс;
  • неверный пример речи со стороны взрослых;
  • длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
  • дефицит общения с окружающими.

Почему надо обращаться к логопеду

Логопед — это специалист, который исправляет речевые нарушения.

Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.

На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.

Родителям важно понимать, что некоторые дефекты (например, заикание) без помощи специалиста с возрастом могут лишь усугубиться.

Чем может помочь логопед

  • Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще.
    • Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков.
    • Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
  • Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
  • В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
  • На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.

Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста

Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года.

Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:

  • Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
  • В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
  • В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
  • В 2 года ребенок не разговаривает.
  • В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
  • До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
  • В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
  • В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
  • После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
  • Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
  • В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному.
  • Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители.
  • Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”).
    • Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
    • Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
    • Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
    • Он торопится, “захлебывается” словами.
    • Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
    • Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.

  • В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
  • В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.

Диагностика проблем звукопроизношения

Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику.

Ему нужно выяснить такие вопросы:

  • хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
  • выполняет ли он простейшие инструкции;
  • богатый ли у него словарный запас;
  • умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
  • умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
  • есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
  • каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
  • каковы дикция, темп и выразительность речи.

В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы.

Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Как проходят занятия у логопеда

Логопедическое занятие решает речевую проблему в комплексе. Для этого используются различные методики и игры.

Вот примерные упражнения для логопедического занятия.

  • Пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, а значит, и речь ребенка. А также эти игры отлично тренируют внимание, память и пространственное мышление.
  • Артикуляционная гимнастика. Обычно она проводится перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои движения. Такая гимнастика отлично подходит для укрепления мышц щек, языка и нёба, и улучшает произношение.
  • Стихотворения, скороговорки. Они пополняют словарный запас и тренируют правильное произношение.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха. Ведь чем лучше ребенок слышит, тем лучше он воспроизводит звук.
  • Использование логопедического зонда. Он влияет на положение органов артикуляции, что тоже помогает скорректировать произношение.

Когда нужна консультация невролога

Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:

  • при сложном течении беременности и осложненных родах;
  • при травмах головы до 3 лет;
  • в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.

Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью

В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:

  • показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
  • при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
  • профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
  • развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
  • вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
  • чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
  • малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
  • родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
  • нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!

Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Логопедический календарь, когда нужен логопед для детей

    Так бывает: всё хорошо, а потом что-то обнаруживается и оказывается «надо было пораньше вам к нам обратиться с этим». Голова мамы или папы – не энциклопедия, чтобы всё помнить, поэтому предлагаем вам удобный и короткий логопедический календарь. В каком возрасте и зачем можно и нужно обращаться к логопеду.

    Логопед для ребёнка одного года нужен, если ребёнок не «гулит», не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «баба, мама, диди» и т.п. Стоит сразу же обследовать кроху комплексно. Сначала обратиться к ЛОР-врачу, чтобы исключить глухоту, затем к невропатологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, стоит показать ребёнка логопеду. При логопедической проблеме такое раннее обращение поможет её решить быстро и полностью.

    Логопед для ребёнка 2-х лет. Стоит записаться к специалисту, если арсенале малыша менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает».

    Логопед для ребёнка 3-х лет нужен обязательно. В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке. И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок:

    ·заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);

    ·говорит на «тарабарском» — непонятном для окружающих, своём языке;

    ·молчит, но всё понимает;

    ·разговаривает хуже сверстников.

    Часто окружающим и близким кажется, что кроха не разговаривает или коверкает язык «из вредности», а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже – правильно развиваться и учиться в школе.

    Логопед для ребёнка 4-х лет нужен, если:

    ·вы ещё ни разу не были у него на приёме,

    ·речь малыша смазанная, нечёткая, невнятная,

    ·он не выговаривает пять и более звуков,

    ·предпочитает молчать, хотя умеет говорить,

    ·не может поддержать беседу, ответить на простые вопросы,

    ·речь не развивается – малыш разговаривает примерно так же, как и год назад.

    В этом возрасте уже может быть выявлена дизартрия как последствие тяжело протекавшей беременности или родов. Но, что приятно, именно в этом возрасте с нею легче всего справиться.

    Логопед для детей пяти лет определённо необходим всегда, когда имеются:

    ·нечёткая речь,

    ·нестандартное (слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое) произношение звуков,

    ·неправильное произношение более трёх звуков,

    ·гнусавость,

    ·шепелявость,

    ·бедный лексикон.

    На этом этапе специалист нужен, чтобы установить причину возникших проблем и предложить пути их решения. К примеру, ребёнок может быть переведён из обычной группы детского сада в логопедическую.

    Логопед для ребёнка шести лет нужен, если малыш:

    ·произносит нечётко даже единичный звук,

    ·не умеет говорить развёрнутыми предложениями,

    ·отвечает на вопросы только односложно,

    ·не может составить простой рассказ по картинке,

    Срок нельзя пропустить – совсем скоро малыш станет первоклассником, его речь должна быть правильной. Это поможет ему лучше учиться и хорошо ладить со сверстниками, по крайней мере, не подвергаться насмешкам.

    Логопед для детей в любом возрасте нужен, особенно если:

    ·речь была лучше, а теперь ухудшается,

    ·появилось заикание, «мычание», запинки в произношении слов, повтор звуков;

    ·возникают проблемы с выучиванием наизусть стихов, текстов на русском или иностранном языке,

    ·ребёнок не может связанно пересказать рассказ,

    ·пропускает слоги при чтении,

    ·пишет «как курица лапой», даже если старается,

    ·обнаружилось ухудшение речи (к примеру, после травмы),

    ·появились сложности в общении со сверстниками или взрослыми.

    Обратите внимание: это важно!

    ·Первый раз ребёнка нужно показать логопеду в возрасте трёх лет – не позже. Раньше, если есть отклонения от нормы.

    ·После трёх лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно (даже если кажется, что поводов для обращения нет) – так можно своевременно выявить патологию и принять меры к её устранению.

    ·Записываясь на приём к логопеду перед школой, сделайте это пораньше, чтобы иметь резерв времени для устранения проблем, если таковые будут выявлены.

    ·Никогда не сюсюкайте с ребёнком – это замедляет формирование правильной речи. Говорите с ним так же, как и со взрослым – так малыш быстрее и лучше освоит правильное произношение звуков, накопит достаточный багаж слов и научится правильно им пользоваться.

    ·Не раздражайтесь, если кроха переспрашивает одно и то же несколько раз – это ему необходимо для усвоения основных законов речи. Если родители раздражаются, малыш может замкнуться в себе, что даст начало аутическому синдрому.

    Итак, логопед для детей особенно нужен в возрасте от трёх до семи лет. Однако если есть какие-то отклонения от норм или тревожащие моменты, лучше с визитом не тянуть и обращаться к специалисту сразу, не ожидая наступления регламентированного возраста.

    Нужен логопед в Москве? Запишитесь на консультацию в
    по телефону +7 (495) 150-43-47
    или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *