Каникулы при модульном обучении

«Пять недель учебы — неделя отдыха»

С 5 по 11 ноября согласно официальному письму департамента образования московские школьники уходят на заслуженный отдых — осенние каникулы. Правда, далеко не все: школы Москвы постепенно отказываются от традиционного учебного года, разбитого на четверти, и переходят на более щадящую систему триместров.

Идея каникулярной перестройки возникла на волне либерализации образования в 90-х годах и заключалась в следующем: дети учатся по жесткой схеме — 5 недель ходят в школу, каждая шестая неделя — каникулы. При этом учебный год делится не на четыре части, а на три: с начала года до 20-х чисел ноября — первый триместр, с декабря по 20 февраля — второй, с марта по майские праздники — третий. Остаток мая отводится на экзамены и аттестации. В некоторых районах Москвы, например в Зеленограде, по системе триместров учится около 30% школьников. Детские физиологи этому только рады.

— Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна, — рассказала «Известиям» заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Марина Степанова. — В основном — из-за длинной третьей четверти, которая приходится на самое неблагоприятное время года, при этом материал дети изучают очень сложный. В результате ярко выраженное утомление у школьников к началу весенних каникул даже превышает утомление в конце учебного года. При расписании «пять недель учебы — неделя отдыха» дети меньше болеют, а нередко и лучше учатся.

Учителя также одобряют нововведение. Во-первых, переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше. Во-вторых, выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как «5, 5, 4» — естественно, напрашивается итоговая «пятерка». В отличие от «5, 5, 4, 4», когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также перепадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь.

У системы есть и недостатки: если кроме обычной школы ребенок занимается, скажем, в музыкальной или художественной, то фактически полноценно он отдыхает всего один раз — в новогоднюю неделю, когда традиционные и триместровые каникулы совпадают. В остальное время он где-нибудь да учится. Расписание детских праздников и театральных представлений также рассчитано на обычный учебный график. Но, видимо, плюсы триместров перевешивают — пока в Москве ни одного случая, чтобы школа, попробовав новую систему, вернулась к старой, не зафиксировано.

Каникулы 2007/2008

Осенние — с 05.11.2007 г. по 11.11.2007 г. — 7 дней;

зимние — с 26.12.2007 г. по 09.01.2008 г. — 15 дней;

весенние — с 22.03.2008 г. по 31.03.2008 г. — 10 дней.

Общая продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается не менее 30 календарных дней.

Что такое модульная форма обучения?

Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Понятие модуля

Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:

  • части «работающей» образовательной программы;
  • базы для создания новых учебных программ;
  • основы для усовершенствования программ повышения квалификации.

Структура модульной образовательной программы, программы модуля

Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).

Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).

Структура модульной учебной программы Структура учебной программы модуля
Цели освоения учебной программы Цели освоения модуля
Ожидаемый результат освоения учебной программы Ожидаемый результат освоения модуля
Элемент 1 учебной программы Учебная программа курса 1
Элемент 2 учебной программы Учебная программа курса 2
Элемент 3 учебной программы Учебная программа курса 3
Элемент 4 учебной программы Учебная программа курса 4
Аттестация по итогам освоения учебной программы Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы)

Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.

Модульная система обучения

Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Базовые термины:

  • модуль (часть образовательной программы, дисциплины);
  • рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);
  • кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:

  • структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
  • организационными формами обучения;
  • формой общения между педагогом и учеником;
  • большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
  • индивидуальной траекторией обучения;
  • функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).

Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

Формы модульного контроля

В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:

  • Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).
  • Устный опрос.
  • Тестирование.
  • Модульный контроль.
  • Итоговый контроль.

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Шкала ECTS Национальная шкала Сумма баллов по дисциплине
A отлично 90-100
B,C хорошо 75-89
D,E удовлетворительно 60-74
FX неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) 35-59
F неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) 1-34

Преимущества и недостатки модульной формы обучения

Преимущества модульного обучения:

  • высокая эффективность;
  • формирования компетенций исходя из личностных качеств;
  • индивидуализация обучения;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • адаптация учебного материала к дидактическим условиям;
  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);
  • сокращение сроков обучения;
  • возможность дистанционного обучения.

Недостатки:

  • высокий уровень самостоятельной работы;
  • существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;
  • строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);
  • требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;
  • требуется адаптация к новой системе.

Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.

Каникулы! Традиционные или модульные?

«Традиционный режим обучения»: взято на примере соседней школы.

осенние каникулы (с 29 октября 2017 г. по 6 ноября 2017 г.); 9 дней

зимние каникулы (с 31 декабря 2017 г. по 10 января 2018 г.); 12 дней

весенние каникулы (с 1 апреля 2018 г. по 8 апреля 2018 г.); 9 дней

всего 30 дней. (на сайте прочитала, что есть еще добавочные каникулы, но только для первоклашек)

Сроки каникул в наше школе. «5+1» модульные.

01.10.2017г. по 08.10.2017г. — 9дн

05.11.2017г. по 12.11.2017г. — 9 дн

31.12.2017г. по 10.01.2018г. — 12 дн.

18.02.2018г. по 25.02.2018г. — 9 дн.

08.04.2018г. по 15.04.2018г. — 9 дн.

всего 48 дней.

Правда, в этом году они начались как-то раньше (со след.недели отдыхаем), и ходят слухи, что их специально перенесли, чтобы день учителя был на каникулах, типа борьба с коррупцией))

Я много прочитала информации и отзывов о тех и тех каникулах, сравнения, плюсы — минусы, мнения психологов, учителей и т.д. Мы несколько раз голосовали, какие хотим каникулы.

И всегда была против модульных, пока сын учился, как-то привыкла по старинке, но вот сейчас, учитывая нагрузку на детей, и что греха таить, на родителей я очень рада, что у нашей школы они модульные. Правда, не представляю, какого родителям, кто работает и у кого нет бабушек, куда ребенка-то девать?

Как у вас дела с каникулами обстоят?

Каникулы 2019-2020 по триместрам/модулям, расписание — какие изменения?

В марте школы уже определились с графиком каникул на 2019-2020 учебный год.

На основании Письма Департамента образования N 01-50/03-2/19 от 15.01.2019 каждое общеобразовательное учреждение составило свое расписание на следующий учебный год, учитывая рекомендации.

С традиционным (по четвертям) можно ознакомиться в этом вопросе. Каких-либо изменений в нем не произошло.

Что касается модульной системы.

Она сравнительно недавно вошла в школьную жизнь. В 2014 году родители сами выбирали, по какому режиму будут учиться их дети. Почти половина выбрала модуль. Тогда он предполагал 5/1, то есть, пять недель учебы — одна каникул. Прошло три года, и уже в прошлом году представители образования посчитали, что слишком много каникул, и урезали каждые из них на два дня. Каникулы стали начинаться со среды, а не с понедельника. Родители подняли бум, некоторые школы вернули прежний режим. Но, на этом не успокоились. В текущем марте школы утверждали расписание на будущий год, в модули опять внесли корректировки. Например, в нашей школе сделали учебными субботы перед каникулами. Кроме того, не предусмотрены переносы праздничных дней. Например, 9 мая — суббота, а 11 мая — учебный день, переноса нет, как и с 8 марта.

Вот такой график утвержден

Как видно, суббота перед каникулами — учебная, кроме новогодних.

Сроки, которые рекомендовал ДО, не нарушены. Если вы прочтете по ссылке письмо, то обратите внимание, в нем пишется

начинаться не ранее — заканчиваться не позднее

05.10.19 — 13.10.19

16.11.19 — 24.11.19

28.12.19 — 08.01.20

15.02.20 — 24.02.20

04.04.20 — 12.04.20

В некоторых школах оставили график, где каникулы начинаются со среды.

Вот, к примеру, расписание другой школы

Более лояльный график, возможно, в нашей школе больше часов по углубленным предметам.

Это говорит о том, что департамент окончательное решение оставляет за образовательными организациями. Главное, чтобы соблюдались сроки, количество часов, был реализован учебный план и не превышалась норма учебной нагрузки в день.

Модульные здания школы

Сборные Учебные Здания

Безопасные помещения для «строителей будущего»
Теперь для строительства быстровозводимых школ и других учебных заведений многие организации стали предпочитать компанию Кармод. Это произошло не просто так. Ведь модульное производство Кармод позволяет обеспечить для школ, а также других общеобразовательных государственных и частных учебных заведений, университетов, колледжей, детских садов, надежные каркасные помещения по новейшим технологиям, со специально разработанным для школ многофункциональным, эргономичным дизайном. Компания «Кармод» построила в Иракском жилом комплексе 2 школы, в г. Битлис 11 школ, в г. Гюмюшхане здание лицея и детские сады по всей стране.

Постоянное, долгосрочное и практичное решение для школ

Мы производим хорошо изолированные, эргономичные и безопасные мобильные здания с модульной структурой для школ со всеми необходимыми дополнениями, такими как кабинеты или детские комнаты.
Модульные школы Кармод предлагают, насколько это возможно быструю установку за время каникул, с использованием высоких технологий на современном заводе. Производство и монтаж осуществляются согласно запрошенного плана и размера без помех для учебного процесса. Модульные готовые части могут быть собраны на месте, в соответствии с одобренным планом. Благодаря этому, новая школа будет создана без срыва учебного плана.

Преимущества быстровозводимых зданий для образовательных учреждений компании Кармод:

— Легкая погрузка и быстрая установка
— Специально разработанный дизайн, подходящий для школьных помещений
— Производство в соответствии с системой контроля качества наряду с высокими технологиями
— Более продуктивное использование экономических ресурсов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *