Как подтянуть математику

Содержание

Слабый ученик, что делать? Советы репетитору по математике

Каков он — слабый ученик и что творится в его голове? Можно ли его хоть чему-нибудь научить? Эти вопросы мучают многих. Ох, сколько хлопот доставляет преподавателю ленивый и немотивированный двоечник. И не только по математике. Достаточно поработать репетитором хотя бы пару лет и вам обязательно попадется какой-нибудь неподъемный школьник, от которого хочется сразу же убежать. Однако репетитор по математике по долгу службы обязан уметь работать с такими трудными случаями. Но как? Насколько безнадежным может быть типичный двоечник? Можно ли изменить стиль его мышления и дать хоть какие-то знания?

Недавно одному знакомому репетитору по математике потребовался совет в выборе стратегии действий в работе с очень сложным учеником 8 класса. Картина типичная. Ничего не понимает, ничего не знает и ничего не может. Что делать? Привожу детальное описание проблемы и свои соображения относительно данного случая и подобных ему.

Репетитор по математике Ермакова Диана: Помогите советом. Мальчик 8 класс. Обычный, не профильный. Занимается у меня с сентября. Случай очень тяжелый. Во-первых, плохая память и повышенная утомляемость (через 15 минут уже зевает). Проблемы с позвоночником, возможно, причины оттуда. Усиленно лечатся, даже месяц лежал в санатории (оставляла за ним место). Перешли с 1,5 часов занятия на час, поскольку 1,5 он не высиживает. Сказать, что математика дается ему сложно-ничего не сказать. Это для него некий набор магических символов и правил, не подчиняющийся логике. При этом со счетом проблем особых нет, уровень 6 класса он вполне тянет. Но далее, когда начинаются алгебраические выражения, уравнения и т.д. — это кошмар. Мы топчемся практически на одном и том же месте уже полгода. Ленив. ДЗ выполняет из-под родительской палки. При этом каждый мой звонок им — это катастрофа. Его наказывают, всего лишают, и он приходит в слезах. Но изменить сам эту ситуацию и просто работать, чтобы я не звонила родителям — не хочет.

Вот перечень систематических ошибок, которые он делает: или . При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую меняет знаки у всех слагаемых уравнения, 2х=5, значит, х=5-2 или х=2:5. Молчу уже про знаки вообще — путает нещадно. Шаг вправо-влево — уже не знает, что надо делать. Не могу сказать, что логика полностью отсутствует, но он предпочитает ею не пользоваться. Я старательный репетитор по математике, и пытаюсь донести до ученика причину, по которой выполняется то или иное действие и то, как как можно его проверить. Никогда не объясняю решение готовых задач: чтобы понять решение, его надо провести полностью самостоятельно, «прочувствовать». Но слушать объяснения репетитора он просто не хочет -«выключается». Говорит, вы мне говорите, что надо делать, и я буду делать. Очень хочет улучшить знания по предмету, но чисто теоретически. Практически это сделать не получается. Говорила: давай подберу тебе другого репетитора по математике. Нет, хочу заниматься с Вами, вдруг другой репетитор окажется злым. Да, еще он очень медлителен. По алгебре на контрольных успевает решить из 5 задач решить 3, а это только на тройку, если решено правильно. По алгебре стабильно три-два. По геометрии стоят даже колы. С геометрией история отдельная: вроде, она ему нравиться, чертежи выполнять любит. Но практически-теоремы и доказательства зрительно вызубриваются наизусть. Забываются на следующий день. Естественно, применить их к конкретной задаче он просто не может. Кстати, можете взять его «перл» в Вашу коллекцию. Развернутый угол равен 180 градусам, а свернутый угол-не более 10 градусов:))

Под моим присмотром может довести решение до конца без ошибок. Самостоятельно-никак. Нет у меня опыта работы с такими детьми. К тому же жесткие родительские рамки-улучшайте наши оценки в школе и побыстрее. Чего я уже только не придумывала, только что с бубном не танцевала. В какой-то момент стало казаться, что начал понимать, быстрее решать. А на следующее занятие приходит-опять с начала надо начинать. Сил уже нет. Планируем заниматься все лето. Будет высыпаться, будет свободен от других уроков-возможно, станет получше. Подскажите, пожалуйста, из Вашего опыта работы с такими детьми-что делать. Заранее спасибо.

Репетитор по математике Колпаков А.Н.
Ох….как много всего. А частота занятий какая Вас? Сколько раз в неделю? Я в таком случае прошу увеличить ее хотя бы до 3 раз в неделю (если родители конечно серьезно настроены переломить ситуацию).

1) У каждого ученика – свой уровень мышления и свои показатели работы памяти, свой потолок, выше которого поднять ребенка не сможет ни один репетитор по математике. У вас по всей видимости планка очень низкая.

2) Проблема с алгебраическими выражениями чаще всего случается из-за того, что ребенок или не усвоил банального – порядка, в котором выполняются алгебраические действия, или не может его быстро определить, запомнить и связать с правилами. Репетитору по математике здесь нужно провести соответствующую вычислительную работу. До изучения темы «преобразование буквенных выражений» надо поработать над пониманием формы записи числа. Когда в правиле (в формуле) вместо множителя стоит буква, а в примере она заменена числом, дети еще как то соотносят их друг с другом, но как только происходит отождествление буквы и целого выражения – начинаются проблемы.

Я рекомендуб репетиторам по математике чаще использовать прием подстановки: когда ученик понял, что некоторое равенство верно, репетитор переписывает его с заменой числа на сумму или разность других чисел (или на любое другое его представление0. Например, можно перезаписать так . Это упростит понимание метода группировки при разложении на множители. Только применять прием нужно не тогда, когда изучается новая тема, а в процессе работы с другими свойствами и правилами. И делать это надо систематически, чтобы сформировать навык использования и распознания известных законов, формул и схем.

Важно вовремя и точно комментировать каждый переход. При преобразовании выражений я повторяю слабому ученику одно и то же, пока это прочно не застрянет в голове: «В чем смысл знака равно? Он означает, что если мы заменим буквы любыми числами, то результат, который получится в одном выражении окажется точно таким же, как и в другом. Сохранение гарантируют законы и формулы. Поэтому любые преобразования возможны только через них». Раз 50-70 повторишь, глядишь начнет оценивать переходы и что-то понимать 🙂

3) При раскрытии скобок заставляйте его ставить стрелки «фонтанчиком», чтобы он не пропускал пары. По ходу их раскрытия держите два карандаша (словно указкой) около текущих одночленов, которые перемножаются. До раскрытия скобок создавайте пустые окошки для вставки слагаемых. В примере х(х+3)= репетитор по математике выделяет два поля, а в примере 3х(х^2+3x-4)= … три поля и т.д. Чтобы ученик видел конечный формат записи.

4) В возрасте до 7-8 класса у детей почти поголовно отсутствует потребность в чем-либо глубоко разбираться, то есть обосновывать методы. Поэтому он Вам и говорит: «Скажите, что делать и я буду делать». У него просто не хватает объема памяти, чтобы целостно посмотреть на всю пройденную математику и отследить влияние тех или иных условий /фактов. Поэтому не воспринимает логику. И, естественно, не понимает, что в геометрии все нужно доказывать. Я не могу в двух словах описать, что именно должен делать в таком случае репетитор по математике, ибо нужен целый комплекс мер. Могу советовать методику «геометрия в движении», когда репетитор, двигая некоторые части рисунка, показывает несостоятельность неверных суждений. Например, при ошибке формулирования признака параллелограмма (через равенство противоположных сторон) можно показать, что равенство только внутри одной пары не приводит к появлению параллелограмма. Репетитор берет в руки два равных по длине карандаша и попорачивает один из них по отношению к другому. Ошибка сразу становится очевидной. Параллелограмма нет.

Изменить у умственно слабого ученика его мировосприятие, в частности научить понимать логику линий и растояний, репетитору по математике редко когда удается в сжатые сроки. Это очень долгий процесс. Репетитор создает условия для «погружения» ребенка в предмет, обучая его обращать внимание на мельчайшие детали окружающей действительности (чертежа). Без практической геометрии, в которой размеренно и неспеша, начиная с 4 — 5 класса и заканчивая 6 — 7 классом, школьник учится просто рисовать линии и отклдывать углы, находить пересечения, обозначать, сравнивать, определять «на глазок» параллельность или равенство, — каши не сваришь. При погружении в геометрию в 8 классе репетитору по математике приходится использовать исключительно задачи на вычисление, не требующие никакого обоснования. Иначе не создать фундамента. Стиль работы «от теории к практике» в случае с очень слабым школьником не сработает точно. Репетитор по математике просто запутает подростка строгими рассуждениями.

5) Нельзя наказывать восьмиклассника. Это надо сказать родителям. С ребенком, тем более с подростком, нужно говорить, разъяснять ему многие вещи. Показывайте учебники старших классов. Я заметил, как только репетитор по математике начинает знакомить с содержанием программы в будущем, ребенок заостряет на этой информации свое внимание. Почему? Каждому интересно знать то, что его ожидает. Проблема мотивации изучения математики заключается в том, что дети не могут понять, как эта ненавистная математика поможет в жизни. Открывайте ему глаза какие-то вещи. Например, опишите ему реальную ситуацию: в интернете заказали шкаф, размер коробки которого по длине оказывается больше длины кабины лифта. Поэтому если ее и можно внести в кабину, то только по диагонали. Поэтому нам надо рассчитать удастся ли ее затащить в лифт? Скажите, что это можно выяснить средствами математики 10 классе, для понимания которых сейчас нужно учиться правильно выполнять преобразования. Рисуйте перспективу будущего: говорите о умственном развитии, которое дает изучение математики и которое очень ценится работодателями. Люди, связавшие свою жизнь с математикой, как правило, добиваются много в жизни. Каждый третий обитатель рублевки – выпускник МФТИ, МГТУ или МГУ. Если ребенок хочет зарабатывать, то может быть что то внутри и проснется. При комплексном подходе дети обычно перестраиваются и начинают хотя бы немного работать.

6) Летняя практика с репетитором по математике – самая лучшая стратегия на перспективу. Школа очень сильно мешает дополнительным занятиям. Задавать много не получается, текущая программа, которую ученик не понимает только съедает время впустую. Однако толку от раза в неделю будет мало (именно такой график чаще всего выбирают родители). Нужно не менее 2-3 раз.

7) Не допускайте пропусков занятий. Безусловно, 1.5 месяца санатория добавили «масла в огонь». Зависимость между уровнем развития ученика и необходимой частотой занятий — обратная. Чем ученик слабее, тем чаще и регулярнее он должен заниматься.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике, Москва, Строгино.

Практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали – задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.

Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классов

Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период.

Для чего необходим навык

Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

Полезно знать!Кроме этого, задания на счет тренируют память, внимание, развивают способность рассуждать, положительно сказываются на когнитивных способностях в целом.

Общий алгоритм обучения

Следует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:

  1. Внимательное чтение условий и разложение заданий на этапы: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составление плана для выяснения неизвестного. Для маленьких хорошо применять рисунки-схемы на данном этапе, приводить примеры из личного опыта, которые аналогичны условию задачи, для лучшего ее восприятия.

    Также уместно использование простеньких сценариев, которые позволяют детям «быть внутри задания».

  3. Акцент на тексте головоломки и поиск ответа в нем. Важно научить тому, что в математике нет лишних фраз, все они важны и используются для нахождения ответа, который заложен в формулировку предложений.
  4. Практика и еще раз практика. Для того, чтобы дети успешно овладели навыками сложения, вычитания, умножения, им необходимо довести эти действия до автоматизма.

Распространенные ошибки в решении задач

Главные ошибки в процессе поиска ответа следующие:

  • беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен;
  • неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных;
  • некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным.

Запомните!Важно научить малыша самостоятельно исправлять и находить ошибки, перепроверять задачу, а не просто откладывать ее в сторону, если что-то не получилось.

Особенности решения задач в 1 классе

На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:

  • описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку;
  • решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний;
  • формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата.

Первыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание.

Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:

  • дополнительные, наводящие вопросы по условиям;
  • составление схем-рисунков условий;
  • перевод текста в схематическую модель;
  • объяснение значений фраз в условии задания;
  • выбор варианта решения, исходя из схемы;
  • обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами.

Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.

Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе

В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:

  • убеждаемся, что малыш усвоил знаки «+», «-«, «=» и понимает, как они действуют;
  • учим составлять краткую запись условий;

    Пример краткой записи условий

  • используем стандартные схемы и таблицы, чтобы понять что такое «больше», «меньше», «сколько»;
  • выводим правила понятным языком для ребенка;
  • отличаем прямые и косвенные вопросы в заданиях;
  • проверяем найденные ответы и способы решения, показываем, насколько важна проверка и что она дает.

При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.

Специфика обучению решения математических задач в 3 классе

Важной возрастной особенностью третьеклассника является активное развитие мыслительных процессов, что позволяет усваивать большие объемы информации и понимать сложные действия. Особенностями обучения решению арифметических заданий на данном этапе можно назвать следующие:

  • изменения поставленных вопросов в заданиях, которые требуют отличать простые и сложные головоломки и самостоятельно выбирать пути их решения;
  • поиск нескольких путей решения, демонстрация понимания различных действий, единиц измерения, необходимых для нахождения ответа;

    Образец решения задачи

  • использование сравнения в процессе решения заданий, который демонстрирует проведение анализа условий текста задания;
  • определение ошибочности действий, позволяющее найти правильный путь к решению заданного;
  • построение предположений, гипотез для нахождения правильного ответа;
  • выбор ключевых слов и фраз для построения схемы решения;
  • переход к самостоятельному разбору заданий разной сложности.

Полезно знать!Важно также учить детей самостоятельно придумывать математические задачи, чтобы развивать их логическое мышление и способность формулировать задания.

Как просто решать задачи в 4 классе

В это период очень важно закрепить навыки работы с задачами разной степени сложности, чтобы применять их в дальнейшем. В 4 классе следует развивать не только автоматизацию процесса решения математических заданий, но и стимулировать интерес к ним разными способами:

  • изменение условий, предполагающее нахождение нескольких способов решения;
  • модификация числовых данных и единиц измерения;
  • использование кратких схем и чертежей вместо текстовых условий;
  • обнаружение ошибок в уже решенной задаче;
  • замена цифр на буквы.

Математические задачи в 4 классе

Только используя различные альтернативные варианты обучения можно подвести ребенка к простому алгоритму, применяемому к любой задаче:

  1. Ознакомление с условием.
  2. Определение неизвестных и способы их поиска.
  3. Анализ и вычисление.
  4. Ответ на главный вопрос.
  5. Проверка корректности найденного числового значения.
  6. Оформление задания письменно.

Если учителю и родителям удалось привести ученика к данному алгоритму работы с математическими головоломками, то он сможет успешно решать простые и сложные задачи.

Как учить ребенка решать задачи, если математика ему трудно дается

Доказано, что школьный курс математики способен освоить любой школьник, у которого нормально развита логика и работают мыслительные процессы. Зачастую родители предпочитают считать, что если ребенку трудно дается математика, то у него просто гуманитарный склад ума и эта дисциплина ему не нужна.

Важно!Такая точка зрения в корне неверна, поскольку именно математика развивает логическое и критичное мышление, без которых ни один гуманитарий не может быть успешным. Скорее всего, трудности связаны с психологическими проблемами. Для обучения детей, у которых есть проблемы с арифметикой в начальной школе, можно применять такие приемы:

  • акцентировать внимание на смысле фраз, а не числах;
  • учить малыша отличать главную и второстепенную информацию;
  • использовать рисование схем, моделей решения;
  • применять цветовую гамму для создания контраста известных и неизвестных величин;
  • описывать вместо условий задания ситуации, знакомые ребенку в его жизненном опыте;
  • привлекать внимание к возможности применить знание математических действий и правил в реальной жизни;
  • использовать образы и условных героев-помощников.

Только индивидуальный и креативный подход в обучении поможет школьнику, который испытывает трудности с арифметикой, перебороть свои страхи и научиться решать различные задания.

Пособие по математике родителям, учителям и ученикам

«Бездарность», «неудачник», «тупой»…

Такими неприятными словами за всю жизнь человека его определяют чаще всего… в школе. И именно в школе, в «храме знаний», эти штампы закладываются в сознание наиболее прочно. Конечно, от хорошего и доброго учителя нельзя услышать такого жуткого определения степени знаний и таланта ученика. Однако более успевающие ученики могут с легкостью развить комплекс неполноценности в сознании их отстающего одноклассника…

Позвольте объяснить.

Родители — это такие специальные люди, которые могут допустить в свою жизнь проблемы и сложности, обман и даже несчастье… Но они совсем не желают этого своим детям. Когда наш ребенок счастлив, то счастливы и мы сами.

Успех ребенка в школе— это фундамент для его уверенности в себе. Ведь отличники и хорошисты на протяжении всей своей учебы получают от учителей в свой адрес заслуженное признание. Вспомните, как уверенно себя ведут на выпускных вечерах отличники и хорошисты, которым учителя и директор школы напутственно говорят: «Ты— самый умный! У тебя все получится». Очень важно, чтобы Ваш ребенок был среди них, чтобы он чувствовал себя достойным человеком и чувствовал себя обязанным добиться успеха в жизни.

Вы увидите, что есть прямая связь между пониманием школьного предмета, симпатией учителей и уверенностью Вашего ребенка в себе, а, значит, и его успехом в жизни.

Но первым и самым большим препятствием ученика на пути знаний и его школьными успехами становится предмет «Математика».

А ведь именно математика является фундаментом для всех технических предметов! Она также призвана развивать логическое мышление ученика в школе…

Именно математика становится той самой дробной чертой, которая делит детей вклассе на «умных» и «глупых», «сильных» и «слабых».

Возможно, Вы уже понимаете, как важно, чтобы Ваш ребенок знал и понимал математику.

Но, видите ли, школьному учителю часто сложно справиться с этой задачей самостоятельно.

Представьте, что в классе Вашего ребенка, где учится 25—30 человек, идет урок. Голос и мысль учителя лучше всего достигают первой половины парт, потому что отдельные ученики могут создавать помехи в виде разговоров на отвлеченные темы, иные одноклассники являются для Вашего ребёнка просто «неприятными персонами», а, значит, они также способны отвлекать его внимание от предмета. Кроме того, в классе всегда найдутся 1—2 ученика, которых принято называть «выскочками», и которые также оттягивают часть общего внимания на себя и мешают учителю вести урок.

Как бы Вам понравилась такая картина?

А ведь именно так и происходит на уроках. Добавьте сюда также вопросы: «Насколько учитель моего ребёнка по математике профессионален?», «Насколько учитель по математике заинтересован в том, чтобы именно мой ребёнок знал и понимал математику?».

Если Ваш сын или дочь понимает математику, «приносит» домой поэтому школьному предмету одни «пятерки» и точно будет продолжать это делать в будущем, то это просто здорово!

Scratch — подтягиваем математику, развиваем самоконтроль


Люди, которые никак не могут уснуть и тщетно пытаются это сделать перед телевизором, наверняка, давно заметили, что самые интересные передачи почему-то крутят по ночам. Да, действительно, днем «… телевизор как унитаз, только не мы в него, а из него на нас» (к сожалению не смог найти автора цитаты, но тот, кто раньше постоянно читал журнал «Хакер», возможно, испытал дежавю). Зато ночью, просто листая каналы, можно наткнуться на что-то действительно интересное. Именно так я и наткнулся на фильм о Данидинском исследовании. Фильм смотрел не моргая. А когда авторы исследования заявили, что выяснили от чего больше всего зависит успех ребенка в будущем — даже привстал. Оказывается — основополагающий фактор успеха ребенка (любого человека) — это самоконтроль!
Когда-то у меня самого были серьезные проблемы с самоконтролем и самообладанием, поэтому, после просмотра еще очень долго вспоминал, размышлял, анализировал. А потом, вдруг подумал: если этот самый самоконтроль — такая важная черта характера то, может его можно развивать у ребят целенаправленно? Надо попробовать!
И попробовал. Кому интересно, что получилось, прошу под кат.

Немного об условиях эксперимента

Так уж получилось, что я стал учителем. Раньше старым знакомым я говорил, что для меня это что-то вроде дельфинотерапии, но сейчас стал относиться к обучению очень серьезно. Учу ребят программировать в Scratch. В общем, подопытных долго искать не пришлось — ими стали шестиклассники.
В начале учебного года у меня с ними состоялся вводный разговор, в частности, о том, что у нас в школе (а на самом деле не только у нас) есть значительный крен в сторону гуманитарных наук, а все, что связано с математикой, получается со скрипом. Зашла речь и о самоконтроле, особенно им понравился рассказ про эксперимент с зефиркой. В общем, за мое предложение подтягивать математику и развивать самоконтроль, проголосовали практически единодушно.

Подготовка к эксперименту

В шестом классе ребятам на математике начинают давать сначала сложение, а потом умножение положительных и отрицательных чисел. И если для нас это проще простого, то для них это взрыв мозга. Нет, потом вроде бы все хорошо, но ошибки, связанные с этими простейшими правилами тянутся поразительно долго.
В такой ситуации нужна тренировка. Значит — нужен тренажер. Следовательно, его мы и напрограммировали. Суть тренажера, думаю, понятна из картинки в начале статьи — кот задает пример, а наша задача его правильно решить.
Скрипт получается довольно простой.

Однако, для его создания все же нужно обладать кое-какими знаниями и навыками: переменные, конкатенация, i/o, условия, циклы, ну и работа со всем этим, разумеется. Опять хочу напомнить о том, что шестиклассники — это дети. То, что нам кажется таким элементарным в программировании, для них иногда оказывается не совсем очевидным. Фактически, со всем вышеперечисленным мы работали в пятом классе, поэтому на первом же уроке мы просто хорошенько все вспомнили, потренировались и все.
На следующем уроке, мы снова сделали тренажер. Почему снова? Маленькие проекты мы не сохраняем вообще, по двум причинам: «повторение — мать учения», и еще это хорошая возможность убедиться, как быстро все получается, когда ты «в теме». Собственно, на этом уроке и началась работа с самоконтролем.

Окончательная и безоговорочная победа

Перед игрой необходимо объяснить правила, в данном случае, сугубо математические и ребятам абсолютно незнакомые. Причем в этом эксперименте их нужно было объяснить так, что бы их понял даже первоклассник. Дело в том, что если объяснить правила хоть немного поверхностно, то ученик может сказать свое излюбленное «Я не понял» или «Мне это непонятно». Но если объяснить правила доскональнейшим образом, то единственной причиной их непонимания станет плохое поведение, которое и является следствием отсутствия самоконтроля.
Когда я начал объяснять, что сложение положительных и отрицательных чисел — это на самом деле перемещение по координатному лучу, у которого есть отрицательная область. Что «минус» — это движение влево, «плюс» — движение вправо, а сами числа — это количество шагов. Когда мы разобрали кучу примеров. Когда даже слабенькие ученики достали листочки и начали что-то пробовать. Всегда находились ученики, кстати далеко не глупые, которые в это время делали все что угодно, но только не слушали. Девчонки могли заплетать друг-другу волосы, мальчишки пытались поймать Wi-Fi, некоторые откровенно «шпилили» в телефонах, ну или просто хихикая о чем-то перешептывались. Им я вообще не мешал.
Когда разбор правил кончился, я озвучил задание — победить кота со счетом 25: 0. Больше всех, конечно же, такое задание не устроило тех, кто вообще никак не вникал. Те, кто вникали, тоже не особо обрадовались. Но у меня уже были заранее заготовленные аргументы:

  • Вы отлично изучили правила (у вас была возможность их изучить, но вы занимались «левыми» делами, а тот, кто вникал — понял);
  • Вы можете пользоваться ручками и листочками, если сомневаетесь в правильности того, что сосчитали в уме;
  • За компьютерами вас сидит по двое или даже по трое, поэтому ваша задача работать сообща, не выходить из себя, не злиться, не обижаться, не тратить время на споры, а на тех же листочках приводить свои доводы;
  • Что бы получить пятерку, вам нужно контролировать каждый шаг, который вы делаете, контролировать все, что с вами происходит, не отвлекаться и не терять внимательность;
  • У вас достаточно времени, чтобы справиться с заданием;
  • Ну, а если не получится, то за работающий без ошибок скрипт вы просто получите четверку.

Нам мешают недостатки характера, IQ не причем

После первого такого занятия, было еще 5-6 подобных. На каждом занятии примеры, задаваемые котом, становились все сложнее и сложнее. И надо сказать, самоконтроль — невероятно сложная штука.
Лишь немногим, в основном тем, кому математика дается очень легко, быстро справлялись с заданиями. С ними я поступал так — увеличивал диапазон чисел и запрещал пользоваться черновиками, предварительно показав кое-какие трюки для умственного счета. Поэтому единственное, что им мешало — это шум, издаваемый своими же одноклассниками. Не отвлекаться и стараться удержать в памяти промежуточные вычисления очень непросто. Тем более, если сосчитанные в уме ответы у напарников не сходились, то все приходилось заново пересчитывать, чтобы не сделать ошибки.
Вторая группа — самая большая. Это импульсивные ребята, привыкшие сначала делать, а потом думать. Причем неудачи, особенно, когда проигрыш происходит при счете 23: 1, встречаются бурным взрывом эмоций: от агрессивного гнева, до горьких слез. Причем, самое интересное, четверка им и так уже была гарантирована. Можно было до конца урока просто сидеть, ничего не делать, получить четверку (скрипт ведь работает) и просто уйти. Но проигрывая, немного успокоившись, они начинали снова. Снова проигрывали, снова взрыв эмоций и так по кругу. Именно с этой группой приходилось работать очень тесно.
После нескольких неудач, они относились к замечаниям чуть-чуть серьезнее и сами начинали прекрасно понимать, что некоторые черты своего характера им нужно контролировать очень серьезно. В общем я просто давал советы и помогал им убедиться, что эти советы могут помочь.
Советы, крайне простые:

  • Если это импульсивность, то — «просто не торопись, не вводи ответ в первые 4-5 секунд, за это время ты скорее всего сам увидишь свою ошибку»;
  • Если это страх ошибиться, то — «первым 4-5 примерам удели всю внимательность и скрупулезно записывай каждый шаг вычислений, используй способы, которые могут быть медленными, зато более наглядными, проверяй себя. Все это невероятно медленно, но верно. Скоро все будет получаться намного быстрее»;
  • Если это все же безразличие, то — «такими темпами тебя скоро начнет устраивать не четверка, а тройка, потом и двойка. Даже если и не начнет, ты же все равно понимаешь, что 500 рублей лучше чем 400, а на работу охотнее возьмут того, кто получил 5, а не 4. Отдыхаем мы дома, а здесь сражаемся за приличную жизнь»

Это были самые частые советы. Хотя, после первого же занятия, я залез на Википедию и посмотрел какие есть плохие и хорошие черты характера. И пока ребята решали примеры, за ними можно было хорошо понаблюдать, подойти и показать как лучше справляться с самыми разными недостатками. Чаще всего советы срабатывали.
Да, четверок, кстати, было достаточно, но 99% ребят старались до последнего.

Выводы

На последних занятиях рабочее поведение у всех становилось практически одинаковым — спокойное, размеренное решение примеров. Зачем тратить энергию на что-то лишнее? Решали не как роботы, а как вполне себе нормальные дети. Причем, они раньше меня поняли, что самоконтроль — это вовсе не значит обязательное принуждение самого себя к чему бы то ни было. Самоконтроль — это выполнение, может, не самой приятной и не самой интересной работы, но работы, с которой так же как и со всем остальным, может быть связано достаточно позитива и хорошего настроения.

Я вовсе не выдающийся психолог и педагог, поэтому делайте выводы сами. Но для себя я понял, что двигаться в этом направлении оказалось довольно полезным и перспективным занятием. Понял, что на самом деле к преподаванию и управлению, к детям и взрослым я относился довольно поверхностно. Да и к себе самому тоже.

Изучаем алгебру легко и просто

Алгебра — это важнейший предмет школьной программы, который изучается с начала средних классов и заканчивается сдачей ЕГЭ. Начиная с самых азов изучения алгебры школьнику очень важно хорошо разбираться и знать каждую тему. Поскольку этот предмет имеет эллиптический способ изучения, или «от простого — к сложному», какой-либо пробел даже в самой незначительной теме может сказаться отрицательно на результате сдачи ЕГЭ по алгебре. А ЕГЭ, как известно — это пропуск к получению высшего образования и освоению будущей специальности.

Изучение алгебры: особенности, варианты построения обучения

Далеко не всем легко дается алгебра, что вполне объяснимо. Это довольно сложный предмет, который не терпит условностей и предположений. И даже если в начальных классах преобладают неплохие результаты по математике, столкнувшись с сухим языком формул и функций, можно легко запутаться и алгебра станет «темным лесом», а обучаться тому предмету, который не понятен, очень тяжело.

Алгебра бесплатно сегодня предлагается для обучения многими интернет-ресурсами. Обучение может быть построено несколькими способами. Это может быть изучение всего школьного курса алгебры с нуля. Подобный подход интересен тем школьникам, которым особо тяжело даются точные науки. Например, если у человека гуманитарный склад ума и изучение алгебры ему нелегко даётся с самого начала. Также если непонятны некоторые конкретные темы, то можно дополнительно изучить их и прорешать все практические занятия по этим темам. Еще, для более успешной сдачи ЕГЭ по алгебре, можно решить задания ЕГЭ прошлого года. Это поможет понять смысл построения задач и подготовиться к экзамену. Готовясь к сдаче ЕГЭ важно осветить такие вопросы, как понятие линейной функции, решения неравенств, особенности геометрической прогрессии, интеграл и многие другие.

Бесплатные уроки алгебры, преподаваемые в средней школе, могут быть недостаточно понятны школьнику, элементарная нехватка времени и необходимость подготовки по другим дисциплинам делает невозможным более глубокое изучение некоторых тем и повторение пройденного материала. Конечно, можно обратиться к репетитору по алгебре, походить на платные факультативы, но это, опять же, займет время, нужно будет подстраиваться под график репетитора и посещать факультатив в строго определенные часы. Между тем, изучение алгебры невозможно без повторного осмысления и закрепления пройденного материала. Основным принципом составления обучения данного предмета должна являться доступность и научность в изложении материала.

Особое внимание стоит уделять решению практических заданий. ЕГЭ по алгебре имеет именно практическую направленность, поэтому важно, чтобы школьник умел решать задания по любой теме. Также важно, при изучении алгебры, заложить в сознании школьника основательные и крепкие знания по предмету. В современный век цифровых технологий алгебра — одна из наиболее важных и полезных наук. Если человек хочет избрать в будущем какую-либо техническую специальность, без более углублённого изучения алгебры не обойтись.

Альтернатива алгебры бесплатно — видеоуроки

Если вы не совсем хорошо разбираетесь в точных науках, а именно в алгебре, предлагаем прибегнуть к помощи нашего интернет ресурса. Это отличный способ повторить пройденный материал, понять особо сложные темы, позаниматься практически. Особенно важно изучение таких тем, как исследование функций, касательная, таблица производных и многие другие. В случае, когда школьник пропустил некоторые занятия, что усложнило понимание предмета, видеоуроки восполнят этот пробел в знаниях. Также это отличное решение проблемы временного отсутствия учителей. ЕГЭ по алгебре даст более высокий результат, если школьник будет постоянно практиковаться в решении задач по предмету. Поступив в институт и приступив к изучению Начала анализа, некогда будет возвращаться к пропущенным и недопонятым школьным темам, поэтому получать высшее образование нужно с уверенными и крепкими знаниями алгебры.

Поделиться Поделиться Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите + http://interneturok.ru/article/izuchaem-algebru-legko-i-prosto

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *