Что почитать ребенку 6?

Содержание

Русская литература

  1. Аксаков С. «Аленький цветочек»
  2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»
  3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)
  4. Афанасьев А.Сказки
  5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»
  6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
  7. Булычев Кир «Приключения Алисы»
  8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»
  9. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  10. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»
  11. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  12. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы
  13. Гор Геннадий «Мальчик»
  14. Грабовский Ян «Муха с капризами»
  15. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  16. Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»
  17. Давыдычев Л. «Жизнь Ивана Семенова»
  18. Данько Е. «Побежденный Карабас»
  19. Демыкина Г. «Дом на сосне»
  20. Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак»
  21. Дуров В. «Мои звери»
  22. Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»
  23. Ершов П. «Конек-Горбунок»
  24. Журавлева З. «Сними панцирь»
  25. Заболоцкий «Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук»
  26. Иванов С. «Бывший Булка и его дочь»
  27. Ильин М. «Сто тысяч почему»
  28. Каверин В. «Песочные часы»
  29. Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона»
  30. Коковин Е. «Динь-Даг»
  31. Константиновский М. «КОАПП»
  32. Коржиков В. «Веселое мореплавание Солнышкина»
  33. Крылов И. Басни
  34. Кумма А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика»
  35. Куприн «Слон»
  36. Лагин Лазарь «Старик Хоттабыч», «Голубой человек», «Патент АВ»
  37. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  38. Лермонтов «Воздушный корабль»
  39. Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин»
  40. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»
  41. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»
  42. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
  43. Михалков С. «Праздник непослушания»
  44. Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть»
  45. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  46. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»
  47. Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего»
  48. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры»
  49. Одоевский В. «Городок в табакерке»
  50. Олеша Ю. «Три толстяка»
  51. Осеева В. «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи»
  52. Остер Г. «38 попугаев»
  53. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»
  54. Пермяк Е. Сказки
  55. Перова О. «Ребята и зверята»
  56. Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой»
  57. Погодин Р. «Кирпичные острова»
  58. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители»
  59. Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг»
  60. Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь»
  61. Пушкин А. «Песнь о Вещем Олеге»
  62. Раскин А. «Как папа был маленький»
  63. Розанов С. «Приключения Травки»
  64. Рубинштейн Лев «Дедушка русского флота», «В садах Лицея»
  65. Рутковский В. «Гости на метле», «Друзья из тихой заводи»
  66. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
  67. Саломатов А. «Наш необыкновенный Гоша»
  68. Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи»
  69. Сотник Ю. «Как я был самостоятельным»
  70. Тихомиров О. «Зеленое Окно»
  71. Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»
  72. Толстой А. «Приключения Буратино», «Боривой, Василий Шибанов, Курган и др.»
  73. Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник»
  74. Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки
  75. Усач Г. пьесы-сказки
  76. Чаплина В. «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники»
  77. Чеповецкий Е. «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  78. Черный А. «Дневник фокса Микки»
  79. Чехов А.П. «Каштанка»
  80. Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем»
  81. Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена»
  82. Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера»
  83. Ягдфельд и Гернет Н. «Катя и крокодил»

Лучшие книги для детей 6-7 лет, список

В шесть-семь лет детки становятся все более самостоятельными, и родителям порой трудно влиять на их поведение. Поэтому так важно на этом этапе поддержать любовь к чтению, используя правильные произведения, прививать общечеловеческие ценности и принципы морали. О том, что почитать детям 6-7 лет, мы расскажем в этом обзоре.

Как читать с ребенком 6-7 лет?

Если раньше вы много читали своему малышу вслух, то теперь пришло время поменяться ролями. В возрасте 6-7 лет ребенок должен большую часть книг читать самостоятельно. Почаще просите кроху озвучивать текст для вас, чтобы вы могли оценить технику чтения. Помните, что первоклассник не должен разбивать длинные слова на слоги. Важно напоминать о необходимости пауз в конце предложений и на знаках препинания.

Чтобы развивать умение выразительного чтения, выбирайте произведения с большим количеством диалогов и просите малыша озвучивать разные роли. Это разовьет навыки актерского мастерства и поможет книгочею лучше представлять сюжет повествования. Предлагайте крохе самостоятельно придумать продолжение истории или продолжить рифмы стихотворения. Это активизирует творческие наклонности и повысит интерес к чтению.

В первом классе ежедневное чтение превращается в скучное домашнее задание, потому важно поддерживать любовь к литературе. Объясните различие между чтением по школьной программе и для удовольствия и развлечения, а главное — подбирайте для малыша правильные произведения.

Какие книги читать детям 6-7 лет?

Даже если вам кажется, что ваш школьник уже совсем взрослый, не стоит мучить его взрослыми книжками с мелким шрифтом. Выбирайте детские издания с красочными иллюстрациями, которые помогут ярче представлять персонажей истории и происходящие события. Позволяйте ребенку самостоятельно выбирать издания в книжном магазине и дома на полке, чтобы понять, какие жанры ему интересны.

Шестилетние дети уже хорошо знакомы с малыми формами литературы: рассказами и стихами, потому их библиотечку можно разнообразить новыми жанрами: баснями, повестями, пьесами и даже романами.

Важно, чтобы детская литература для детей 6-7 лет состояла из нескольких глав и его чтение можно было растянуть на несколько дней.

Это одновременно пробудит в ребенке желание узнать продолжение, и разовьет терпеливость и усидчивость.

Книжки для детей 6-7 лет не должны быть слишком сложными и серьезными, при выборе книг ориентируйтесь на кругозор своего чада. Малыш должен не просто читать, но и понимать все повороты сюжета, иначе чтение ему быстро наскучит. Выбирайте популярные произведения, ведь в семилетнем возрасте деткам важно легко вливаться в коллектив, а обсуждение прочитанного станет отличным началом разговора.

Выбирая нехудожественную литературу, обращайте внимание на детские энциклопедии и познавательные издания, которые соответствуют интересам вашего книгочея. Мальчишкам всегда нравятся красочные альбомы о машинах, технике и спорте, а девочкам придутся по душе энциклопедии о нарядах или домашних животных. Ужастики для детей так же пользуются в настоящее время особым спросом.

Самый очевидный ответ на вопрос, какие книги читать детям 6-7 лет — это сказки. Если вы уже исчерпали репертуар русских народных сказок, можно переходить к более серьезным произведениям, таким как «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Малахитовая шкатулка» и «Серебряное копытце» П. Бажова, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие работы А. Пушкина.

Особое место среди сказочников занимает Андерсен, произведения которого очень нравятся деткам. История о Герде из «Снежной королевы» не может не тронуть сердца и мальчишек, и девчонок, а злоключения гадкого утенка помогают малышам пережить трудности перехода в новый коллектив.

Разнообразьте репертуар сказок историями народов мира, выбирая лучшие из английской, французской и немецкой литературы. Не забудьте и о непередаваемой атмосфере Востока в историях о волшебной лампе Аладдина, Синдбаде, Али-Бабе и сорока разбойниках.

К этой категории можно отнести и адаптированные для детей легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. Среди них есть множество поучительных историй и повествований об отважных героях и ужасных чудовищах, перед которыми не устоит ни один юный любитель приключений.

Большинство литературных произведений экранизировано, по ним созданы фильмы, сказки, клипы для детей.

Русские писатели создали множество увлекательных и поучительных историй для маленьких читателей. Классикой детской литературы давно признаны:

  • «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова
  • «Волшебник изумрудного города» А. Волкова
  • «Конек-Горбунок» П. Ершова
  • «Старик Хоттабыч» Л. Лагина
  • «Двенадцать месяцев» С. Маршака
  • «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова
  • «Три толстяка» Ю. Олеши
  • «Приключения Буратино» А. Толстого
  • «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ларри Яна
  • «38 попугаев» Г. Остера
  • «Приключения Алисы» К. Булычева
  • «Приключения Электроника» Е. Велтисова
  • «Денискины рассказы» В. Драгунского

Зарубежная литература, качественно переведенная на русский язык, также заслуживает внимания. Дети шести-семи лет с удовольствием читают:

  • «Путешествия Гулливера» Дж. Стифта
  • «Том Сойер» и «Гекльберри Финн» М. Твена
  • «Приключения Чипполино» и «Путешествие «Голубой стрелы» Дж. Родари
  • «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе
  • «Хроники Нарнии» Л. Клайва
  • «Артур и минипуты» Л. Бессона
  • «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери
  • «Мэри Поппинс» П. Треверс
  • «Бесконечная книга» М. Энде
  • «Волшебник страны Оз» Фр. Бауме
  • «Маугли» Р. Киплинга
  • «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла
  • «Пэппи длинный чулок» и «Повести о Малыше и Карлссоне» А. Линдгрен
  • «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна
  • первые книги цикла о Гарри Поттере Дж. Роулинг

Это лишь краткий перечень книг, которые подходят для деток в возрасте 6-7 лет. Вы можете изменять и дополнять его по своему усмотрению, в зависимости от вкусов и предпочтений собственного чада.

Кроме этого, отметим, что особой популярностью сейчас пользуется метод изучения английского языка с детьми по детским книгам. Читая зарубежные книги, ребенок быстрее и легче усваивает чужой язык.

А какие книги вы читаете своим детям?

Книги для детей 6-7 лет: 30 лучших

О книгах для детей 6-7 лет

В 6-7 лет наступает младший школьный возраст. Ребенок этого возраста уже способен воспринимать достаточно сложную и серьезную литературу, читать целые серии книг, например, «Хроники Нарнии». В приоритете по-прежнему остаются сказочные книги с интересным и динамичным сюжетом. Ребенок 6-7 лет часто может сам выбирать, что читать и стоит поддержать выбор, если он не кажется вам совсем неподходящим по возрасту. Для того, чтобы найти книгу для ребенка 6-7 лет важно опираться именно на его кругозор и интересы. То, что знает ребенок, живущий в деревне, может оказаться трудным и неблизким ребенку, который живет в городе. При этом расширять кругозор дошкольника, показать ему, что в других странах и городах могут жить люди, непохожие на него, но они так же достойны уважения и принятия — тоже надо. Главное, найти баланс между обучающей литературой и развлекательной, которую тоже не стоит упускать из виду, чтобы привить ребенку любовь и интерес к чтению.

Как читать с ребенком в 6-7 лет

  • До 6-7 лет ребенку чаще всего читает мама. Если же ребенок уже сам учится читать, лучше, если он будет делать это вслух. Кроме развития актерских способностей и речи, это поможет ребенку приучиться к самостоятельному чтению и лучше представить и запомнить сюжет истории.
  • Развить творческие способности при чтении стихов поможет метод, при которым вы закрываете последнюю строчку стихотворения и предлагаете ребенку придумать свой вариант. Потом можно познакомиться и с тем, что сочинил автор. Это касается и прозы. Ребенку будет интересно вообразить свой вариант развития событий.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное, постарайтесь ответить на все, даже самые непростые вопросы. Интересуйтесь, все ли ребенку понятно? Хочет ли он поговорить с вами или обдумать прочитанное?
  • Обратите внимание на детские энциклопедии. Это поможет расширить кругозор ребенка и его знания о мире.
  • Читайте вместе книги, которые были экранизированы, чтобы потом посмотреть фильм по книге. Это сближает и будет очень интересно дошкольнику. Не стоит делать это в обратном порядке. После просмотра фильма читать книгу большинству детей уже неинтересно.

30 лучших книг для детей 6-7 лет

  1. Аксаков С. «Аленький цветочек»
  2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»
  3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)
  4. Афанасьев А.Сказки
  5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце»
  6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
  7. Булычев Кир «Приключения Алисы»
  8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул»
  9. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  10. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»
  11. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  12. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы
  13. Гор Геннадий «Мальчик»
  14. Грабовский Ян «Муха с капризами»
  15. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  16. Грэм Кеннет «Ветер в ивах»
  17. Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»
  18. д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»
  19. Зальтен Ф. «Бэмби»
  20. Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»
  21. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»
  22. Коллоди К. «Пиноккио»
  23. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
  24. Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
  25. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
  26. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»
  27. Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»
  28. Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»
  29. Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»
  30. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»

Что почитать ребенку 5-6 лет? Наш список любимых книг для совместного чтения

Наши вводные: Забаве 5 лет, она — умная девочка, хорошо фокусирующая внимание, поэтому нам по зубам книжки «на вырост». Читаем мы много, большей частью на ночь, потому что днем нас безостановочно сопровождает подросший младенец, которому пока не до умных книг. В этом чудестном возрасте (5 лет) мы вышли на книги, которые интересны нам обеим, так что я решила, что пора писать пост, своего рода копилку, и собираюсь его пополнять. Книжки, которые хорошо пошли у нас в возрасте 3-4 года, мы решили собрать в отдельный список, так что если у вас ребенок чуть младше или чуть менее усидчив — посмотрите в списке на 3-4 года, там тоже очень много интересного. Критерии выбора книг: хочется доброго, но не инфантильного. В меру сложного, не закисать на беллитристике. Не банального. Разного. Идеологически близкого. Критерии выбора тем: осмысление того, что происходит сейчас с нами. Ключевое — братья и сестры (первый приоритет), взаимоотношения людей, добро и зло (с акцентом на добро), прощение, принятие, великодушие. Мы здесь рассмотрим художественные книги, хотя читаем и познавательные, но это отдельная тема. Мы нацелены на чтение как можно дольше, без оглядки на то, читает ли ребенок сам, то есть планируем продолжать это делать дальше.

Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок


В 5-6 лет мы продолжаем читать Линдгрен. Любимая дочкина книга Линдгрен в этом возрасте «Пеппи Длинныйчулок», которая стала практическим руководством к действию. Одна из ее любимых причесок — две косички, торчащие в разные стороны от макушки — мы так ее и называем «Пеппи Длинныйчулок». Слушая эти истории, дочь откровенно хохочет. Ее забавляет самая сильная девочка в мире, честная, смелая и одновременно привязчивая. И это закономерно, ведь Пеппи живет одна и в отличие от двух ее «обычных» друзей, демонстрирует невероятную степень смелости и автономии. Постепенно обычные дети становятся рядом с ней тоже не совсем обычные. Они теперь ловчее, смелее, они демонстрируют эволюцию, даже отправляют вместе с Пеппи на остров в океане. То, что Пеппи иногда не только ловчее, но и мудрее взрослых, для ребенка тоже симпатично и моей дочери импонирует. Лично мне не близка бесконечная череда ассоциаций «дети любят сладкое» с постоянным акцентом на эту тему (у нас в семье другие пищевые ассоциации), но этим грешит вся Линдгрен, и я иногда заменяю все эти бесконечные конфеты и пирожные в тексте на черешню, клубнику или манго или другие нами любимые ягоды и фрукты. Это мой пунктик, но в этом вопросе я, похоже, одна такая. А книжка классная. Спустя более полгода после ее прочтения, если спросить дочь, что тебе больше всего запомнилось из многих-многих книг, которые мы за это время вместе читали, дочь говорит «Пеппи Длинныйчулок», «потому что там такая девочка добрая». Поэтому Пеппи и открывает наш список.

Аркадий Гайдар. Чук и Гек


Для нас тема братьев и сестер — первоочередная, поэтому «Чук и Гек» в первом приоритете. Есть некоторые писатели, которых хочется читать не только из-за содержания, но и из-за стиля. Спустя полжизни буквально поется легкий и проникновенный Гайдаровский слог (в отличие от многих переводных книг). Читаю с выражением и громко. К сожалению, повесть небольшая, нам ее хватает только на два вечера. Трогает не только психологизм и ясное описание характеров, но и общая атмосфера, и правильные (не бытовые) ценности. Замечательно, что ВСЕ люди, которых герои встречают на своем пути — добрые. Это ошеломительно. Это какое-то правильное и человечное представление о мире (о людях, об обществе в целом), которое очень нужно сейчас — вылавливаем это добро по крупицам. После «Чука и Гека» хочется прочитать всего Гайдара вкупе с биографией его неоднозначной жизни. Биографию читаю сама по себе, а вот «Тимура и его команду» читаю дочке вслух. Как и «Чука и Гека», «Тимура» она слушает сидя (!), обратившись в слух. Понимает не все, но достаточно, чтобы ей было интересно. В «Тимуре» тоже есть взаимоотношения сестер, хоть и старших. Вот, оказывается, когда самое время читать книжки школьной программы. Дочь впитывает их, как губка. К школе может и забудет, но я считаю, что это неважно, важно что они впитываются на подкорку сейчас.

Серая Сова. Саджо и ее бобры


Одна из сильных и любымых книг моего детства. Про брата и сестру детей и двух братьев бобрят. Дети растят бобрят, любят их и очень счастливы, но однажды бобрята оказываются разлучены и дети отправляются в путь, чтобы их соединить. Замечательно, что страдая от искуственного и бессмысленного разделения, эти же дети спустя несколько месяцев отпускают подросших бобрят на волю. Книга про обладание и потерю, про умение любить и отпускать, про умение думать не о себе, а о том, кого любишь, про доверие и поддержку между старшим братом и младшей сестрой. Она вызвала сильные переживания у Забавы, которая искренне сопереживала всем перепетиям сюжета: «Мама, они найдут бобренка? Мама, они вернут его домой? Бобрята помнят все, они вспомнят своих родителей?» Книга оставляет след.

Михаэль Энде. Момо


«Момо» — сказка, которая была написана в начале 70-х и тогда, наверное, могла бы считаться антиутопией. Сейчас она воспринимается реалистично. Она так крута, что я просила ее почитать мужа и рассказывала о ней друзьям, совсем не как о детской истории. В большом европейском городе-мегаполисе в руинах заброшенного амфитеатра, живет маленькая девочка, которая умеет слушать людей. Взрослые, которые к ней приходят, становятся добрее. Дети начинают играть. Но в городе появляются серые господа, призывающие взрослых к экономии времени (сэкономленное время можно положить в сберкассу и удвоить), и это выносит из жизни взрослых игру и детей. Опустошенная нехитрым тайм-менджментом жизнь (убрать все, что нецелесообразно, не отвечает задачам, не приносит прибыли) перестает быть радостной. Люди перестают общаться, отдыхать, ухаживать за домашними животными, проводить время друг с другом, родителями и детьми, даже смотреть в окно. Детей убирают с улиц специальными законами (узнаете, у нас уже есть такой ФЗ), чтобы не болтались без дела. Ну и так далее. Дочь хохотала, когда читали про игры детей. Почему то слушала очень серьезно про серых господ. И, как ни странно, все поняла. А я стала меньше ее подгонять, когда она играет и не идет к обеду или долго собирается в бассейн. Читать всем. Нам так понравилась «Момо», что мы решили почитать еще что-нибудь из Энде и читаем сейчас «Бесконечную историю». Введение в мир фэнтези в своем роде. Если понравится — напишем про нее отдельно.

Николай Носов. Повесть о моем друге Игоре


Ну, рассказы Носова все знают, неожиданным для нас было то, что на 80% они актуальны и понятны нашему 5-ти летнему ребенку (любимый рассказ — «Фантазеры»). В большом сборнике рассказов мы наткнулись на совершенно уникальную повесть, которую Носов-дед написал об своем Игоре-внуке (от первого лица). Внук там у него примерно от 2 до 7 лет и с ним происходят разные ситуации. Дед, как вы понимаете, любящий и очень талантливый, поэтому собрал он все это отменно. Это вдохновило меня тоже записывать то, что говорит Забава, но это тема отдельного поста. Пока внук маленький, повесть читается немного монотонно (но нам она была актуальна, поскольку у нас в руках маленький брат Никита). Когда же Игорь «подрос» до возраста Забавы, интерес к книге резко возрос. Да так, что дочь могла цитировать фрагменты спустя несколько месяцев. Приведу один такой фрагмент:
Сказка.
— Расскажу тебе сказку, — говорит Игорь. — Жила бабушка, и был у нее дедушка. И была спокойная ночь. Никаких зайцев не было. И тигров не было. Ничего-преничего не было. А была у них девочка, которая была мальчиком. И пошла она в лес. И была избушка на курьих ножках. А девочка — она была Красная Шапочка — видит, стоит ракета. Она села в ракету и полетела на Луну. Все.

Индивидуальные консультации по вопросам взаимоотношений в семье, психологического состояния детей и мамы, психологического сопровождения беременности, практик осознанного и естественного родительства.
+7 (926) 617-06-03 6170603@gmail.com — Лена (Москва, Геленджик)
+7 (916) 293-89-94 2938994@gmail.com — Саша (Москва)

Виктор Драгунский. Денискины рассказы


Одно из лучших, то, что можно читать и перечитывать каждый год, начиная с четырех, и зканчивая 7-8 годами, а потом еще перечитать во взрослом возрасте. Наши друзья использоли «Денискины рассказы» для адаптации своего ребенка к детскому саду. Читали ему рассказ и отправляли в садик: «Иди, наблюдай, прикалывайся». Потому что они тренируют юмор и устойчивость к перепетиям детской жизни. Они про все, больше всего — про дружбу. У нас своя терапевтическая история с «Денискиными рассказами». Как то мы стояли семьей в длинную очередь на паспортном контроле в аэропорту Лондона. За нами — семья русских с американскими паспортами с двумя детьми младшего школьного возраста. И много другого народа из разных стран мира. Великая Британская Империя собирала эмоциональную дань. Дети плачут, люди волнуются. Очередь выстроилась змейкой между заграждениями, присесть отдохнуть и даже спрятаться некуда. Младенцы плачут. До этого — долгий перелет, прерывитый сон. А нужно еще произвести впечатление на пограничника, чтобы не докопался, они там это любят. Мы достаем книжку, начинаем читать. Постепенно смеяться начинаем не только мы, но и соседняя семья с детьми. Очередь долгая, больше часа. Передаем книжку русскоязычным американцам, читаем по очереди выбираем следующий рассказ. Смеемся. На нас с завистью поглядывают не русскоговорящие соседи и так до конца очереди. Драгунского можно вспоминать или цитировать. Про красный шарик в синем небе (улетевший шарик — с кем этого не было) или про заколдованную букву (шишки — сыски-фыфки), про девочку на шаре, про любовь к маленькой сестренке, проснувшуюся у Дениски, когда он помогал родителям купать ее в ванне, или про игрушечную машину, променянную на жука («Он живой и светится»). Говорят, Драгунский написал за всю жизнь всего около 60-ти рассказов. Это как глоток свежего возраста, в сложные минуты хочется найти и перечитать их все.

Эдуард Успенский. Вниз по волшебной реке


Почему в нашем списке нет «Чебурашки и крокодила Гены»? Потому что мы их прочитали раньше, когда моей дочери Забаве было 4 года. Но, когда вспомнили про Успенского, оказалось, что у него есть много замечательных сказок не менее интересных. «Вниз по волшебной реке» — пародия на русские народные сказки (как «Последний герой боевика» был когда-то пародией на боевики). Здесь все сказочные герои — Кощей Бессметрный, Царь, бояре, царевна Несмеяна, Змей Горыныч, Лихо одноглазое, Соловей Разбойник и другие — попадают в не совсем стандартные ситуации, а вести себя пытаются по шаблону. Начинается все с того, что мальчик Митя отправляется на каникулы к бабушке, у которой сестра — Баба Яга. А дальше идет юмор, который моя дочка воспринимала по сказочному, а я смеялась до упаду и цитировала на детских площадках. Например, как происходит взаимодействие Мити с Бабой Ягой? Она его встречает и не знает, что с ним делать: Иванушку она бы съела, Ивана-царевича бы накормила, напоила и в баньке истопила. А Митьки в ее лесу не ходят — программы, так сказать, нету. Несмеяна с мамкой на пару плачут всю сказку, пока не выплачут озеро, за это они должны получить новую карету. В то время, как цартсво летит в трам тараты это их прекрасно спасает — они успевают доплакать как раз к моменту, где все на круги своя возвращается. Царь мечтает бросить царство и отправиться на постоянное место жительство в деревню (геокоррекция или даун шифтинг). А советы, как управлять царством, спрашивает у Василисы Премудрой, но на царство ее вместо себя не зовет, потому что «она — баба». В это междуцарствие и протискивается Кащей Бессметрный. В общем, все при делах и все очень здорово закручено. Задорно и живо. Чтение выглядит так: взрослый покатывается от смеха до упада, а ребенок сидит рядом, моргает глазами и слушает. Одно жалко — сказка кончается быстро (хватает на несколько вечеров). Если будете покупать на бумаге — выбирайте по иллюстрациям. Они очень разные: и есть очень удачные и не очень. Мы читали в электронной версии, но тоже нашли экземпляр с картинками. Поднимает настроение. Теперь у нас в очереди «Дядя Федор, пес и кот» и «Гарантийные человечки».

Владислав Крапивин. Оруженосец Кашка


Крапивина я начала читать, когда была беременна сыном. В отличие от дочери, которую я интуитивно знала как растить, я чувствовала необходимость понять что-то про мальчиков. Потому что в моей семье давно рождались девочки и я росла без братьев — с сестрой. Поэтому третий триместр и первые пару месяцев после родов у меня лично прошел за глубоким изучением как минимум 10-ка Крапивинских книг (всего цикла «В глубине великого кристалла», ну и некоторых других, например, «Лето кончится не скоро»), которые я читала параллельно с Симоном Соловечком «Педагогика для всех». Крапивин и Соловейчик были друзьями и придерживались схожих взглядов, но один — вечный мальчишка — воплощал их в повестях и рассказах, а другой, в гораздо более сложной для прочтения форме — в педагогике и философии. Но делиться этим с дочкой, которой в то время было 4,5, а сейчас 5 лет, было рано. И я искала книгу, с которой можно было бы занырнуть в мир Крапивина. Из расчета, что все эти прекрасные фантастические повести про мир как Кристалл и его грани и мальчишек, которые этот мир выправляют и взрослых (Командоров), которые им в этом помогают, мы, конечно же, почитаем через пару-тройку лет, когда дочь станет постарше. Книги эти, хоть и ПРО мальчиков, написаны далеко не только ДЛЯ мальчиков. Так вот, мы нашли «Оруженосец Кашка». Он на грани. То есть оптимальный для него возраст тоже, наверное, 7-8 лет. Там лагерь и в нем летом живут мальчишки. Маленькие и большие. История это одновременно про одного маленького (лет 7) и одного большого (лет 12) мальчиков, которые неожиданно становятся друзьями. Все это по доброму, очень тонко. И истории мальчиков были моей дочке интересны. Так что, первый опыт знакомства в Крапивиным, она, считай, прошла. Крапивин вообще уникум в своем роде. Говорят, нет людей, которых бы не затронул Крапивин, есть те, кто его знают (читали) и те, кто его не знают (не читали). Писал он давно, лучшие книги написаны в 80-90-х годах 20 века. Но и мало издавали тогда и лично до меня они не дошли. Сейчас это был целый мир. Доброты без назидательности. Мир, где много значит дружба, любовь к маме, честность, смелость, собственный выбор. Мир, где дружба может все преодолеть. В общем, хорошее чтение не только для детей, но и для их родителей, а также для беременных мам. Рекомендуем.

Даниэль Пеннак. Собака-пес. Глаз волка

Я очень люблю Пеннака как взрослого писателя, но вот вам две неожиданные детские книги — острые и проникновенные. Темы у них разные. У «Собаки-пса» тема преданности и ответственности за тех, кого приучил. Некрасивая собака, не надеющаяся ни на что, неожиданно находит себе мальчика-хозяина и не сомневается в нем, даже когда оказывается поневоле брошена. «Глаз волка» про свободу, здесь проводятся замечательные параллели о человеке и природе, о нашей свободе, ценной, внутренней. Обе книги очень тонкие и очень светлые, но с обоими можно приготовиться плакать. Не потому, что в них мелодраматический сюжет, а потому, что они будят в нас совесть. У нас была своя собака все эти годы, которой меньше внимания стало доставаться после появления детей. А эти книги оживляют чувства, которые можно разделить теперь с ребенком и от которых на душе становится теплей.

Юрий Коваль. Недопесок

Это история молодого песца (недопеска) — Наполеона Третьего, обладателя редчайшего голубого меха, «имеющего государственное значение» при разведении новой породы, но убежавшего со зверофермы по недосмотру лишенной предпразничной премии Прасковьюшки. Прикольная книга, хотя она вовсе не о животных. Рожденный в клетке и не умеющий жить на воле недопесок бежит на север, но убегает недалеко, ведь по пути он влипает в истории. То за ним другой песец увяжется, то его мотоциклисты обнаружат, то дети на веревку привяжут и за ним на север бегут. В общем, это череда встреч молодого песца с разными персонажами, очень фольклорными. Ядро сюжета книги разворачавается в соседнем со зверофермой поселке, куда прибился по недоразумению молодой песец и ему предстоит ряд забавных встреч. Каждая такая встреча — своего рода культурный скечт. И чем ближе эти скетчи к концу повести, тем они искрометнее: «зуб дошкольника Серпокрылова», «два директора» и «второй класс глядит на Мендеелеева» вообще шедевры. Это такая галерея социальных типов и характеров, среди которых есть правильные и честные персонажи, вроде Веры Мериновой или учителя Павла Сергеевича, и комические, вроде старика Карасёва с его колесами и деректоров Некрасова и Губернаторова. В целом книга веселая, хотя ребенок умудряется переживать за песца, разбираться в поступках детей и решать «что хорошо, что плохо», а взрослому забавно читать ироничные зарисовки национальных характеров. Такое повествование на двух уровнях. Читали с удовольствием.

Лоллипоп. Кристине Нёстлингер

Это история про маленького мальчика, который живет в небогатой семье со старшей сестрой, мамой и бабушкой. Мальчик отличается замечательной фантазией, например, он сам придумывает себе имя, вместо надоевшего «Виктор Эммануэль». Имя по производителю его любимых леденцов, что с моей точки зрения не суперполиткорректно (я стремлюсь не приучать детей к сладкому), но леденцы имеют для него волшебное свойство: если леденец как следует обсосать и смотреть через него на другого человека, то можно «сообщить» другому человеку то, что от него отчаянно хочется. Мальчик проходит через много различных ситуаций. Примечательно, что даже переживая сложности (например, ухаживая за девочкой и кормя ее мороженным он перетратил денег) и обманув маму или бабушку, он пытается исправить собственную ложь и ему это удается. В конечном счете, он находит «правильное» решение, даже если для этого надо проявить изобретательность и в чем-то себя ограничить. Он переживает первую (и вторую) детскую влюбленность, находит себе друга, изменяет свое День рождения (вместо зимы отмечает его весной, когда можно провести его во дворе, потому что квартира у его семьи маленькая и только так он может пригласить друзей), улучшает отношения с сестрой и приходит в конце к состоянию, когда волшебный леденец ему уже не нужен. Книга добрая и светлая, а решения и выводы, к которым приходит герой, хорошие. В конечном счете это книга про умение менять и улучшать свою судьбу, про то, что не стимул, а реакция определяет нашу жизнь и мы можем влиять на это и беречь то, что для нас дорого.

Волшебные сказки. Сказки народов мира

Считается, что начинать читать народные сказки надо с простых сказок о животных и бытовых сказок. Ну а ребенок в 5-6 лет уже способен воспринять самые сильные и интересные народные сказки — волшебные. С превращениями, магическими существами, магическими предметами. Со сложными перепетиями в сюжетах. Народные сказки — это то немногое, что я принципиально покупаю на бумаге. Из-за того, что они бывают очень хорошо иллюстрированы. Некоторые иллюстраторы настолько глубоко изучают традиционную культуру, что книга просто сама по себе погружает в мир волшебных образов через символы и орнаменты. Самое крутое, что мне доводилось встретить — иллюстрации Геннадия Павлишина. Для меня это наивысшая ступень в иллюстративном искусстве, прямое воплощение магии и волшебства. Именно его книги стали моими любимыми. Мы купили все, которые смогли найти. Прежде всего «Амурские сказки», но также и «Таежные сказки», «Мэргэн и его друзья». Еще мы очень любим Николая Кочергина и его иллюстрации к русским народным сказкам («Русь сказочная», «Русь богатырская»), а также к восточным сказкам (китайским, монгольским, японским, бирманским, индонезийским и другим), вышедшим в серии «Наследие Кочергина». Эти два иллюстратора для нас самые необыкновенные, пробуждающие фантазию. Но и другие сказки мы стараемся выбирать по картинкам, будь то скандинавские, европейские, африканские или индейские. Вообще, за эти годы у нас набралась коллекция хорошо иллюстрированных сказок. В ранние годы дочери (2-4 года) я вообще предпочитала народные сказки авторским, потому что они проверены традицией. В них есть осмысленность и в сюжетах, и в символике, и в развязках, будь она счастливой или не очень. С волшебными сказками мне очень сложно было дождаться возраста 5-6 лет, когда сюжеты волшебных сказок действительно стали понятны дочери, все время хотелось скакануть на вырост. Самое крутое, что именно в этих сказках заложены ключевые сценарии взросления. Инициации, женские и мужские посвящения, взаимоотношения родетелей, супругов, братьев и сестер, роли в семье, поиск своей сути, вызов и ключевые этические выборы, сама энергетика и этапность взросления — на все это это в народных сказках не только поставлены вопросы, но и даны ответы, причем когнитивно более сложные и культурно более оправданные, чем в сказках авторских.

Жан-Филипп Арру-Виньо. Приключения семейки из Шербура

Мы начинали эту подборку с поиска книг о братьях и сестрах, это важная тема для нас на протяжении последних полутора лет, поскольку в семье появился второй. Так вот, мы нашли две отличных серии на эту тему, да что там мелочиться, они обе еще и на тему многодетности. Одна из них — «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик» с продолжениями (мы писали о ней в другом списке). Другая (совсем и очень другая), но не менее классная серия — «Приключения семейки из Шербура». Ту и другую «многодетную серию» читать интересно и ребенку, и взрослому. И в той, и в другой много юмора. Но, если у норвежской писательницы Анне-Катрине Вестли текст, скажем так, политкорректен, это модельная ситуация про идеологически правильную семью, в которой все персонажи и ситуации в своем роде идеальны, то француз Фан-Филипп Арру Виньо ближе к жизни в нашем с вами понимании. Речь идет о семье из 8-ми мальчишек, которые растут в конце 60-х. И, хотя папа у них «мастер на все руки», а у мамы «все под контролем», жизнь в этой семейке описана как «полный дурдом». Мало того, книга автобиаграфична. Она точна, полна нюансов и узнаваний. Такие тексты сравнивают с произведениями Гришковца: вроде ничего особенного, простые вещи, они узнаются всеми и этим невероятно круты. Даже теми, кто рос в семье, где было меньше 8-ми детей или растит детей сейчас. Дети в этой серии книг живые, они взрослеют и даже немного влюбляются, убегают из дома в цирк, переезжают, ходят в новую школу, бесконечно ссорятся друг с другом и задирают друг друга и одновременно жить друг без друга не могут. Папа всегда хочет всех порадовать на старте и просит маму напомнить «чтобы следующий семейный праздник от проболел» и начать раздавать оплеухи на финише (60-е, мир еще свободен от запрещающих делать это идей). Тут также есть дедушки и бабушки. А еще, всех восьмерых детей зовут одинаково — Жанами (Жан А., Жан Б., Жан В., Жан Г., Жан Д. и Жан Е.). Так что, если вы путаете имена, то здесь вам будет легко. Серия книг просто замечательная и совсем не только для мальчиков. По крайней мере наша дочь просто ее просто обожает.

Эно Рауд. Муфта, Полботинка и Моховая Борода. Книги 1-4

Все четыре книги о Муфте, Полботинке и Моховой Бороде очень понравились дочке, а на меня произвели противоречивое впечатление. Первая книга показалась мне простоватой и недалекой и я бы отнесла ее к более раннему по возрасту списку, если бы не было продолжения историй о трех маленьких накситраллях. В первой книге накситралли спасают маленький город от нашествия кошек, загоняя из несметное количество на необитаемый остров тем, что предварительно кипятильником выпаривают воду из озера. В общем, странный бред, да еще и сомнительное геройство, которое в этой книге понимается безапелляционно положительным. Дальше сюжет разворачивается сложнее и становится уже интересным. На этот раз равновесие в природе оказывается нарушено и на город нападает нашествие крыс. Кошек больше нет, хотя на черном рынке за кота готовы отдать корову или лошадь. Нашим героям приходится опять совершить геройкий подвиг, отгадайте какой? Ага. Привести кошек обратно… Тем временем их характеры раскрываются и развиваются автором, а тема равновесия в природе глубоко западает в детские сердца (и славненько, что некоторые издательства объединяют 1 и 2 книги в одном томе). В третьей книге все еще круче. Здесь тоже нашествие толпы, но уже людей. Герои становятся знамениты, благодаря подвигам, описанным ранее. И их слава, хоть и оказывается мимолетной, приносит неожиданные плоды: одного из них похищает некая одинокая Дама, чтобы превратить в свою игрушку. Жизнь в довольстве становится для него не в радость, потому что он превращен в Ребенка и полностью лишен Свободы и инициативы. Ну и друзьям приходится его спасать. Это уже и не сказка вовсе, а своего рода философская притча. О Свободе, Славе, мимолетном и непреходящем, одиночестве и толпе. После этого в четвертой книге я была уже готова простить автору все, что угодно. Дочка сказала, что книги отличные все четыре. И да, цена на серую этих книг просто непотребна, так что мы их просто выкачали в сети. С замечательными иллюстрациями Эдгара Вальтера, естественно.

Андрей Усачев. Полное собрание стихов и сказок

Почти все, о чем мы пишем в этом списке, мы читали в элекронном виде. По разным причинам, большей частью потому, что был период, когда дочь уже могла слушать текст без картинок, а сын уже вырывал все попадающие в руки книжки. В том числе в элетронном виде мы прочитали и Андрея Усачева. Все, что смогли скачать. А вот сейчас хочется купить книжки. Жаль, что полное собрание его стихов и сказок в 5-ти томах, которое здесь на фотографии, уже почти прошло. Но может еще переиздадут. Стихи невероятные. Мы смеялись до слез все трое: я, дочь 6 лет и сын 2 лет. Потом звали папу и он тоже смеялся. Например, над сборником «Мы играли в паповоз» (я сидел, а папа — вёз). Мое любимое из Усачева — про Божью коровку. Которую поймали, посадили в коробок, коробок в карман, карман в пиджак, пиджак в шкаф. И коровка трудолюбиво вылазит: из коробка, кармана, пиджака, шкафа, комнаты. Попадает в свой любимый лес на любимую лужайку… «Но смотрит на мир осторожно Коровка: // А вдруг это тоже Большая коробка. // Где солнце и небо внутри коробка?!» Ну кем надо быть чтобы писать такие детские стихи? Это же притча. Красивая и парадоксальная. От которой на мгновение просто замираешь. И вы думаете у него она такая одна? Да там через страницу так… И вы думаете, дочь это все не поняла? В том то и дело, что поняла. Это человек глубокого ума и тонкого юмора. Переложение русских сказок на стихи в его исполнении мы, кстати, тоже с удовольствием прочитали. Теперь будем былины искать. А сказки про умную собачку Соню мы прикупили для малыша и они у нас в другом списке. В целом же, после Усачева и Крапивина, я опять в очередной раз горжусь, что мой родной язык русский, потому что если у нас такие детские писатели, то что уж говорить… Сегодня, кстати, как раз заказала отдельную книжку Усачева про «Великий могучий русский язык» и его же книжку «Прогулки по Третьяковской галерее». Хочу почитать себе и дочери, что он про наши русские пословицы и поговорки говорит, мы их как раз сейчас регулярно обсуждаем. Ну и про русскую живопись тоже. Понравятся — напишу отзыв.

Ссылки

  1. Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Разбор архетипов различных сказок и того, как они работают. Взрослый текст.
  2. Павлова Елена Читаем детям: как читать ребенку, чтобы родителям было интересно? Любовь к чтению на всю жизнь.
  3. Павлова Елена. Читаем книжки ребенку 1,5-2 года+: наш список первых книг малыша
  4. Павлова Елена. Наш список копилка книг для детей 3-4 лет. Что читать ребенку 3-4 лет?
  5. Павлова Елена. Что почитать ребенку в 7-10 лет? Список копилка книг для совместного чтения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *