Речевой ритм

Речевой ритм помогает правильно расставить акценты в сказанном, предоставить информацию таким образом, чтобы все самое полезное и важное отложилось в максимальном объеме в памяти. При наличии нарушения ритма речи ребенок говорит быстрее, медленнее, заикается или «глотает» окончания слов. Такое состояние является показанием к коррекции логопедом. Специалисты нашего центра проведут диагностику и подберут специальные методы коррекции нарушения ритма речи.

Роль и элементы речевого ритма

Речевой ритм — это экспрессивно-эмоциональная функция выражения речи. Ярко прослеживается в стихотворениях и песнях, поэтому увидеть явные отклонения от нормы могут не только логопеды, но и родители малыша.

Роль речевого ритма, как и всей речевой функции человека – донести информацию максимально правильно, расставить необходимые интонационные акценты. В его работе выделяется три основных показателя качества:

  • Плавность речи. Это соотношение времени, которое затрачивается на произношение слов и пауз между ними. Основным элементом выступают гласные звуки, так как в основном на них расходуется воздух при произношении. Плавность речи отрабатывается на воспроизведении отдельных гласных звуков, их сочетаний, коротких слов и фраз. Нарушение плавности речи устраняются специальными заданиями, которые подбираются в соответствии от возрастной группы пациента;
  • Интонация речи. Выделение смысловых частей в словах и предложениях с помощью понижения и повышения тона. Речевая интонация позволяет делать текст ярче, выделять особенно важные по смыслу элементы. Интонация устной речи способствует лучшему взаимопониманию людей;
  • Темп и ритм речи. Это скорость произношения звуков.

Интонация, темп и плавность речи позволяют человеку правильно и красиво выражать свои мысли., вести диалог и общаться.

Плавность речи и ее ритм: виды существующих нарушений

Чтобы назначить правильную методику коррекции, важно определить вид нарушения ритма речи. Можно выделить четыре основных:

  • Ускорение – тахилалия. Ребенок быстро говорит всю информацию, не расставляет акценты в слове, «проглатывает» окончания;
  • Замедление – брадилалия. Наблюдается в 85% случаев у деток с нарушениями умственного развития. Как правило, вместе с медленным произношением прослеживаются «заторможенные» моторико-тактильные движения. В процессе коррекции можно говорить об улучшении патологии, но не полном ее устранении;
  • "Спотыкание". Речь с часто повторяющимися словами в одной интонации. Малыш часто повторяет слова, как бы «запинаясь» в одном месте. Не является проявлением заикания, это отдельное заболевание;
  • Заикание. Спазмы или судороги речевого аппарата, которые могут наблюдаться в спокойном состоянии или в период стресса. Вместе с заиканием наблюдаются и другие проявления в поведении: дергание глаз, пальцев, рук, топанье, сжатые кулаки.

Все вышеуказанные виды нарушений могут быть врожденными, так и приобретенными в следствии тяжелых стрессовых ситуаций. Многие логопеды прежде, чем определить методику коррекции, определяют источник, причину такого дефекта.

Интонационная сторона речи: причины нарушения, коррекция

Интонация относится к фонологическим составляющим языка. Она представляет собой определенную языковую область, которая воспринимается с помощью речевого слуха. Ее нарушение влечет за собой сбой в работе в работе всей системы. Поэтому необходимо провести обследование, назначить действенное лечение и коррекцию. В числе наиболее актуальных методик:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения для глаз, языка, губ, щек;
  • Тренировка высоты голоса, интонации.

Все эти методики будут эффективны только под руководством профессионала, который сможет установить причину, степень тяжести и подобрать вариант лечения.

Телефоны: +7 (906) 731-16-36\+7 (916) 081-40-88
Создание сайта компания «Бихайв»