Общее недоразвитие речи у детей

Что такое общее недоразвитие речи. Симптоматика проблемы

Очень часто специалистам логопедического центра «Логопед 0+» приходится сталкиваться с такой проблемой, как общее недоразвитие речи. В нашем центре накоплен немалый опыт, который помогает в коррекции и преодолении данного недуга. Для начала необходимо разобраться в сути проблемы.

Общее недоразвитие речи — это совокупность нарушений со стороны звуковой, лексической и семантической сторон речи при различных расстройствах у детей дошкольного возраста с полноценным интеллектом и слухом. Проявления данного заболевания будут зависеть от того, на сколько не сформировались компоненты речевой системы: от полного отсутствия речевых навыков до наличия нормальной связной речи с элементами недоразвития.

Проблемы общего недоразвития речи составляют около половины от общего количества у детей с патологиями речи. Если вовремя не выявить и не принять мер по коррекции недуга, то в дальнейшем ребенок столкнется с нарушениями письма и речи — дисграфией и дислалией.

Что же может привести к появлению данной проблемы:

  • Гипоксия плода во внутриутробный период развития;
  • Асфиксия (удушение) ребенка или его травмирование во время родов;
  • Вредные привычки будущей мамы или неблагоприятные условия работы или проживания во время беременности и др.

Все эти причины могут привести к тому, что у ребенка, еще в период внутриутробного развития, может нарушиться процесс формирования органов и систем, отвечающих за речевые навыки, в следствие чего и возникают патологии.

Однако, стоит отметить, что общее недоразвитие речи может развиться и после рождения малыша. Например, из-за сложных хронических заболеваний, перенесенных травм головного мозга, при нехватке внимания и заботы со стороны родителей и близких людей.

Основным симптомом общего недоразвития речи, который могут выявить сами родители, является поздний возраст формирования связной речи. Данный аспект негативно сказывается и на других сферах умственной деятельности малыша: на памяти, способности концентрировать внимание, на мыслительной и познавательной деятельности и т. д.

Виды и характеристика проблемы

В зависимости от степени выраженности (неосложненная, осложненная и грубое недоразвитие), общее недоразвитие речи у детей выделяется в несколько групп с различным клиническим составом заболевания:

  • 1 уровень. Характеризуется очень ограниченным или полным отсутствием запаса слов и связной «бытовой» речи, неумением составлять фразы и предложения. Малыши для общения используют жесты и отдельные звуки;
  • 2 уровень. На фоне обедненного запаса слов, присутствуют начальные навыки формирования простых предложений, правда ребенок допускает в них ошибки произношения ( в окончаниях, предлогах и т. д.). Звуки произносятся нечетко;
  • 3 уровень. Отличается от предыдущих способностью малыша составлять простые предложения, но сложностью осмысления и произношения. Лексикон уже расширен, но сохраняются проблемы с неправильным употреблением ударений, окончаний, предлогов;
  • 4 уровень. Выявляются единичные пробелы с фонетической и лексической стороны речи. У детей дошкольного возраста могут возникать проблемы с осмыслением пословиц, сложносочиненных предложений, они могут допускать ошибки при словообразовании.

В зависимости от степени тяжести заболевания у детей могут наблюдаться следующие симптомы:

  • Общего типа: плохая память, снижена умственная деятельность, нет интереса к познанию окружающего мира, сложно концентрировать внимание;
  • Явным признаком для родителей будет поздний возраст произношения первых слов - к 3-5 годам;
  • Ребенок путается в воспроизведение звуков, слов либо вообще речь малопонятна, состоит только из мимики, жестов и отдельных звуков.

Дети с первым, вторым и третьим уровнем недоразвития должны наблюдаться и проходить коррекцию только в специализированных центрах под наблюдением профессиональных логопедов.

Как логопед может выявить общее недоразвитие речи?

В нашем центре диагностика детей с общим недоразвитием речи проводится на профессиональном уровне. На первой консультации логопед проведет изучение заключений медицинских специалистов: невролога и педиатра, с целью выявления хронических заболеваний, патологий при рождении и во время внутриутробного развития, а также уточнит у родителей как протекало детство, были ли у ребенка стрессы, послужившие причиной остановки или замедления развития, уделялось ли должное внимание общему и эмоциональному развитию малыша. Вся эта информация ляжет в основу выявления причин появления заболевания, степени сложности и определению необходимой методики по его преодолению.

Во время диагностики, логопедом будет изучаться состояние связной речи, например, сможет ли ребенок описать картинку; правильно ли он составляет предложения, употребляет окончания и предлоги, выясняет пределы словарного запаса, навыки осмысления сказанного и услышанного и т. д. Важной составляющей диагностики является осмотр речевого аппарата, его строение и моторика.

Однако, на этом этапе, важно отличить общее недоразвитие речи от его задержки.

Коррекция и преодоление общего недоразвития речи у детей

После того, как специалистом будет составлен анамнез и полная картина заболевания, необходимо правильно подобрать методику преодоления недуга. От того, как точно она будет соответствовать конкретному случаю, зависит результат - будет ли успешна коррекция общего недоразвития речи.

Методы исправления будут различными для каждого уровня заболевания. Так, при самом сложном 1 уровне, основной комплекс работ будет направлен на способность понимать речь окружающих людей и осмысливать ее; активацию внимания, памяти, мышления; на развитие грамматической стороны речи.

С пациентами со 2 уровнем ОНР проводятся занятия, направленные на развитие навыка речевой активности, уточняется звукопроизношение, прививаются отсутствующие звуки и т. д.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников с 3 уровнем начинают с формирования и закрепления навыков связной речи, чистоты произносимых звуков, способности восприятия речи окружающих.

Коррекция и преодоление общего недоразвития речи у детей должны проходить не только на занятиях с логопедом, но и дома с родителями. Это должна быть комплексная и трудоемкая работа, направленная на исправление сложного недуга малыша. В этот период ребенку особенно важно видеть что он не одинок и ощущать поддержку близких ему людей.

Чем раньше будет выявлено заболевание, тем успешнее будет проходить коррекция. Родители самостоятельно или на специальных занятиях в развивающих центрах должны уделять внимание речевому развитию своих чад, не забывая при этом влияние окружающей обстановки, в которой растет ребенок.

Специалисты центра «Логопед 0+» проведут полное обследование и диагностику ребенка и подберут приемы и способы, необходимые для полного восстановления или значительного улучшения.

Телефоны: +7 (906) 731-16-36\+7 (916) 081-40-88
Создание сайта компания «Бихайв»