Алалия у детей

Алалия у детей - это речевое расстройство, которое характеризуется частичной или полной потерей речи. В центре «Логопед 0+» уже накопили немалый опыт по работе с данным заболеванием. Коррекция алалии включает в себя комплексный подход: занятия с логопедом, медикаментозное лечение, физиотерапия, наблюдение у невролога и т.д.

При этом заболевании у больных не наблюдается выраженных отклонений в умственном развитии, дефектов слухового восприятия. Слабое развитие либо отсутствие речи является следствием различного рода патологий сегментов головного мозга, отвечающих за ее построение. При алалии нарушения в работе этих сегментов формируются на этапе внутриутробного развития малыша либо в раннем детстве.

Причинами болезни может стать тяжелое течение беременности у матери, перенесенные ею инфекционные заболевания, сильные стрессы, нездоровый образ жизни, тяжелые роды, родовые травмы ребенка, перенесенные малышем тяжелые инфекции. К последним относят менингит, пневмонии, рахит, энцефалит, грипп. Очевидно, что для такого ребенка отсутствие речи является первичным состоянием, то есть алалия - это не утрата речи, а ее органическая недоступность.

Симптоматика заболевания

Клиническая картина данного вида речевого нарушения характеризуется системными дефектами фонетических, фонематических, лексических и грамматических составляющих. Кроме сугубо речевых недостатков алалия сопровождается комплексом болезненных состояний: низкая работоспособность, эмоциональная нестабильность, изобилие жестикуляции и мимики, медлительность и рассеянность. Как следствие, у ребенка с алалией неизбежно возникнут сложности не только при обучении и восприятии учебного материала, но и в процессе социализации.

Разновидности алалии

Современной медициной принято разделять алалию по признаку ее механизма, характеру симптомов и степени их выраженности:

• Моторная алалия у ребенка. Малыш, страдающий от недуга такого вида, способен понимать и распознавать речь другого человека, но в силу патологии собственного речевого анализатора не может говорить. Моторная алалия сопряжена с недостаточной точностью и координацией движений, нарушением мелкой двигательной моторики, что негативно сказывается на возможности обслуживания ребенком собственных бытовых потребностей. Клиническая картина заболевания такого типа дополняется слабой памятью, нарушением концентрации, нестабильностью эмоциональной сферы. Выявленная моторная алалия у ребенка 3-4 лет намного лучше поддается коррекции, чем в более позднем возрасте;
  • Сенсорная алалия у детей. Ее причиной становится особое патологическое состояние анализатора речи. Некорректная работа частей головного мозга, отвечающих за восприятие речи, выражается в неспособности человека анализировать услышанное и воспроизводить звуки. Сенсорная алалия – заболевание, при котором теряется возможность понимать речь. Такие детки очень часто довольно резко воспринимают окружающие звуки, активно используют в общении мимику и жесты. Их слова представляют собой смесь из обрывков слогов или фраз, которые произносятся вне контекста. Достаточно часто сенсорные алалики просто повторяют бесчисленное количество раз одни и те же звуки;
  • Сенсомоторная (смешанная) алалия. Этот тип заболевания характеризуется наличием симптомов обоих видов и объясняется тесной связью центров головного мозга, отвечающих за восприятие речи на слух и возможностью ее воспроизведения. Сенсомоторная алалия у детей – наиболее часто встречающийся подвид заболевания.

Диагностика и лечение моторной и сенсорной алалии у детей

Правильная и полная диагностика — это первый шаг на пути к коррекции и лечению моторной и сенсорной алалии у детей. Подход к проблеме должен быть комплексным и включать осмотр, курс лечения и наблюдения у таких специалистов как: невролог, психолог, отоларинголог и логопед.

Анализ и изучение проблемы необходимы для составления полной картины заболевания, выявления причин возникновения — только обладая полной информацией возможно правильно определить методы коррекции и подобрать необходимый курс лечения.

Одним из главных факторов успеха в борьбе с алалией является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Как было сказано ранее, лечение моторной или сенсорной алалии у детей 3-4 лет будет проходить успешнее, нежели у детей более позднего возраста.

Методики коррекции алалии у логопеда будут направлены на:

• Стимуляцию речевой активности;
  • Расширение словарного запаса;
  • Развитие способности правильно строить предложения;
  • На развитие способности восприятия и дифференциации звуков;
  • Соотношения их с определенными явлениями, предметами или действиями и пр.

Успех в лечении напрямую зависит и от домашней обстановки. Атмосфера любви и заботы важный фактор в достижении хороших результатов. Родители должны продолжать занятия с ребенком и дома вовремя игр, и на прогулке.

Мы ждем Вас в центре «Логопед 0+» для решения проблем с речью Вашего малыша. Наши специалисты всегда готовы прийти на помощь.

Телефоны: +7 (906) 731-16-36\+7 (916) 081-40-88
Создание сайта компания «Бихайв»